ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ |
Не Украина и не Русь - Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь... ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ" |
|
Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога. Сегодня четверг, 21 ноября, 2024 год |
||
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала |
ПОЛЕ Выпуски журнала Литературный каталог Заметки современника Референдум Библиотека ПОИСКИ Расширенный поиск Структура Авторы Герои География НАХОДКИ Авторы проекта Кто рядом Афиша РЕКЛАМА |
Судьба Герберта Аврилакского крайне необычна, а для своего времени попросту уникальна. Он родился около 945 г. в семье бедного крестьянина в Орильяке, что в провинции Овернь на юге Франции. На его счастье, монахи соседнего монастыря заметили незаурядные способности маленького пастушка, и в славившейся далеко за пределами округи монастырской школе мальчик обучился латинской грамоте и основам богословия. Обуреваемый жаждой знаний, в юности Герберт совершил путешествие на север Франции, где посетил знаменитые монастырские школы во Флёри и Реймсе. В 967 г. он побывал также в Испании, в той ее части, которая не была завоевана арабами. Стоит заметить, что сведения о том, будто Герберт посещал Севилью и Кордову и, тем более, учился там, документального подтверждения не имеют. В Испании Герберт соприкоснулся с сокровищницей сохраненной арабами после крушения Рима античной учености, и всю последующую жизнь он будет неутомимо разыскивать и собирать произведения классических авторов. Едва ли будет преувеличением сказать, что возрождение европейской науки началось именно с Герберта. Более десяти лет, с 972 г. по 982 г., Герберт преподавал дисциплины тривиума (грамматику, риторику, диалектику) и квадривиума (музыку, арифметику, астрономию и геометрию) в Реймсе. Его слава гремела по всей Европе, с самых дальних концов которой к нему съезжались ученики. Но ученая карьера честолюбивого Герберта полностью не удовлетворяла, он стремился к большему. В 982 г. Герберт стал аббатом в Боббио на севере Италии, а позднее некоторое время занимал кафедру архиепископа в Реймсе (которую был вынужден оставить по требованию тогдашнего римского папы). Герберт принимал самое деятельное участие в политике своего времени, например, способствовал падению франкской ветви династии Каролингов в 987 г., когда королем Франции стал Гуго Капет, наследник которого, король Роберт, был учеником Герберта. Герберт также был наставником будущего императора Священной Римской империи Оттона III. С его помощью в 998 г. Герберт стал архиепископом Равеннским, а спустя год был избран папой римским. Союз юного императора, мечтавшего о возрождении былого величия Рима, и папы, проповедовавшего возрождение церкви в ее былой чистоте, мог стать ярчайшим в истории примером гармоничного взаимодействия власти светской и власти духовной… Однако сбыться их планам суждено не было. В самом начале 1002 г. Оттон скончался на руках у своего наставника. В 1003 г. умер и Сильвестр II. С именем Герберта связаны многочисленные легенды; причины их появления и широчайшего распространения объясняют по-разному. «Чернь имеет обыкновение порочить ученых, обвиняя людей выдающихся познаний в связи с дьяволом», заметил английский хронист XII века Вильям Мальмсберийский. Конечно, необычайная ученость Герберта и его головокружительное возвышение рождению этих легенд могли способствовать. Герберта можно назвать крупнейшим ученым X века, а восхождение безвестного пастушка-француза на престол св. Петра объяснить содействием нечистого было проще всего… Однако обвинения Герберта в связях с нечистой силой появились лишь спустя несколько десятилетий после его смерти и были обусловлены в первую очередь обстоятельствами политической и идеологической борьбы второй половины XI века. Первым Сильвестра II и его преемников в связи с дьяволом обвинил кардинал Бенно, активный противник политики Рима, сыгравший важную роль в низложении папы Григория VII и возведении на престол антипапы Климента III. По утверждению Бенно, дьявольское наущение стало определять всю политику Рима именно начиная с Сильвестра II! Вскоре эти легенды были подхвачены – сначала историками и хронистами (вторая книга Истории английских королей Вильяма Мальмсберийского, ок. 1130 г.), а затем и беллетристами, дополнившими их новыми сюжетами (Вальтер Мап в Забавных придворных разговорах, конец XII в.). Новое дыхание легенды о Герберте обрели в середине XVI века в период Реформации, опять в основном усилиями британских авторов – причем если одни ограничивались их небольшой переделкой, адаптируя под нужды политического момента, то другие попросту утверждали, что Герберт посредством некромантии освободил сатану из его тысячелетнего заточения! Впрочем, что говорить о протестантских публицистах, если в конце XV века даже официальный биограф римских пап Бартоломей Платина не сомневался в истинности предъявляемых Сильвестру II обвинений. Легенды, связанные с ученым папой, оказались поразительно живучими, и в начале просвещенного XIX в. Жюль Мишле, пересказывая их в своей Истории Франции, без тени иронии называл Герберта «дьявольским человеком». К настоящему времени о Герберте Аврилакском написаны десятки монографий и сотни научных статей. Но, в отличие от историков, писатели нового времени эту столь примечательную и колоритную фигуру своим вниманием обделили. Можно вспомнить лишь, что имя Герберта Аврилакского упоминается в Мастере и Маргарите Михаила Булгакова. Специалисты могут назвать также небольшую драматическую сцену из цикла Виктора Гюго Легенды веков, в которой появляется Сильвестр II… Впрочем, немногочисленность этих примеров вполне компенсируется их качеством! Так, по мнению многих булгаковедов, посвятивших этому вопросу немало серьезных научных работ, упоминание имени Герберта несет в романе огромную смысловую нагрузку. А рассказ английского писателя Ричарда Гарнетта, перевод которого предлагается вашему вниманию, без малейшей натяжки можно назвать шедевром. Вопреки часто высказываемому мнению, исторический Герберт Аврилакский алхимиком не был. Зато автору рассказа удалось, удачно подобрав ингредиенты из исторических фактов и расхожих легенд и затем переплавив их в тигле своей творческой лаборатории с обязательным добавлением философского камня писательского таланта создать яркую, оригинальную и остроумную трактовку истории Герберта Аврилакского!
|
При полном или частичном использовании материалов ссылка на
Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект"
обязательна. Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле Development © 2005 Programilla.com |
Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12 Редакция журнала «Дикое поле» 8(062)385-49-87 Главный редактор Кораблев А.А. Administration, Moderation Дегтярчук С.В. Only for Administration |