Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня суббота, 20 апреля, 2024 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 14, 2009 - СЛЕДЫ НА ВОДЕ

Хаит Валерий
Украина
Одесса

Хатунька



ХАТУНЬКА

 

Так многие годы я обращался в письмах к Наташе Хаткиной. И она всегда радостно откликалась…

В нашей жизни многое происходит случайно. Некоторые считают, что вообще все. Хотя на самом деле случай — это просто то, что мы не можем объяснить. Так вот, к знакомству с Наташей Хаткиной меня привел даже не случай, а целая цепь случайностей. Меня познакомил с ней Слава Верховский — уже к тому времени постоянный автор «Фонтана». Было это в году, кажется, 1999-ом, то есть еще в прошлом веке. Я оказался в Донецке вместе со своими ребятами из «Клуба одесских джентльменов»; это были одни из последних наших совместных гастролей. К тому времени невероятная КВНовская популярность ребят стала потихоньку сходить на нет, да и я уже изрядно устал от многолетних совместных поездок. К тому же прошло почти два года, как я при поддержке моего друга — успешного одесского бизнесмена создал и возглавил журнал «Фонтан» и очень увлекся этой работой: вдруг понял, что хоть и поздно, но все же нашел себе занятие по душе.

Мы шли с Верховским по улице, вдруг он как-то заволновался и шепнул мне: вон видите навстречу женщина идет, видите?.. о! это Наташа Хаткина, она писательница, член Союза, я вас сейчас с ней познакомлю!.. Если вы ее уговорите писать для «Фонтана», о! я вам обещаю, вы меня будете всю жизнь благодарить!.. Наташа, здравствуй! Это Валерий Хаит — редактор «Фонтана», помнишь, я тебе рассказывал… А это Наташа, познакомьтесь, пожалуйста…

Наташа при ближайшем рассмотрении оказалась милой молодой женщиной, одетой, правда, чуть старомодно. Мы поздоровались, поулыбались друг другу, и Славик горячо зашептал: скажите, скажите, что вы давно мечтаете печатать ее в «Фонтане»! Я с удовольствием это повторил, Наташа продолжала сдержанно улыбаться: «ну я не знаю, подойдет ли вам…» Славик шептал: подойдет-подойдет!.. Она грозила ему пальцем, словом, чувствовалось, что они очень дружны и что Славик в этой дружбе младший…

Так вот, было ли это наше знакомство с Наташей случайным? Конечно, встреча на донецкой улице никем запланирована не была. Да и наши с ребятами гастроли в этом городе решающего значения в том, что со временем Наташа Хаткина стала постоянным (одним из лучших!) автором «Фонтана», не имели.

Тут как раз и сыграла свою роль цепь случайностей.

И главным звеном в этой цепи был, конечно, Вячеслав Верховский.

 

Первым о Верховском мне рассказал Игорь Иртеньев — поэт и редактор московского иронического журнала «Магазин». Я зашел к нему в его московскую редакцию поделиться своими фонтанскими проблемами: мол, некого печатать, и он вдруг достал с полки и вручил мне увесистую книгу со словами: вот, посмотри, здесь не все ровно, но многое, думаю, для твоего журнала подойдет… Я сперва даже чуть обиделся, что значит «для твоего журнала подойдет»? А для твоего, значит, не очень? Но промолчал и взял книгу. «Вячеслав Верховский» — было написано на обложке. И действительно, по приезде в Одессу я обнаружил в книге Верховского неплохие и, главное, очень свежие миниатюры. Их хватило нам чуть ли не на целый год. Возможно, хватило бы и на дольше, если бы Вячеслав не стал нас щедро снабжать своими новыми, еще нигде не опубликованными текстами…

В общем, как стало понятно из рассказанного, к моей будущей встрече с Наташей Хаткиной кроме Верховского имел отношение и Игорь Иртеньев.

 

Продолжим распутывать эту цепь дальше. С Игорем Иртеньевым я познакомился в Одессе на Юморине в начале девяностых. Просто нахально подошел и представился. Знаете, как в детстве бывает: давай дружить… Игорь, к счастью, оказался вполне контактным…

Таким образом, в этой причинно-следственной цепи моего знакомства с Наташей обнаруживается одесская «Юморина». А Юморина, да не сочтут сие с моей стороны нескромным, была, между прочим, придумана и многие годы осуществлялась при моем непосредственном участии.

Так что выходит, что у истоков моего знакомства с Наташей Хаткиной в какой-то степени стоял я сам. Еще ни о чем таком даже не подозревая… Но там, наверху, где завязываются все жизненные узелки, где заранее планируются встречи и расставания, уже давно, видимо, наметили нашу встречу с Наташей, и когда это случилось были очень довольны: ну вот, а мы, между прочим, так и планировали!..

(Я понимаю, что для воспоминаний об ушедшей Наташе Хаткиной, еще таких свежих и острых, принятый мной легкий и шутливый тон не очень подходит… Но, думаю, она бы мне это простила…)

 

С той встречи в Донецке автор Наталья Хаткина стала своим человеком в «Фонтане». Веселые рассказы и стихи, разнообразные тексты для детского раздела «Фонтанчик», веселые гороскопы и календарики, стихи к случаю, рифмованные подписи под рисунками и фотографиями — не было жанра, в котором Наташа не проявляла бы свое невероятное умение и профессионализм. У нее чуть ли не сразу же появились свои читатели, причем и среди детей тоже. Многие, не просто ждали выхода очередного номера журнала, они ждали Хаткину!

Ждали с нетерпением новые Наташины тексты и мы в редакции. Сколько настоящих редакторских праздников подарила мне Наташа! Когда, разорвав конверт, а с появлением Интернета, открыв электронную почту, я начинал читать ее тексты, то часто ловил себя на том, что начинаю бить ладонями по коленям и повизгивать от удовольствия… Немедленно в номер! Сколько там? Два разворота? Да хоть три!.. Хаткина!..

Я особенно помню один такой праздник, когда Наташа написала и прислала мне свою виртуозную сказку «Невесты из Дразнилии». Ее хотелось читать вслух коллегам и друзьям, я мгновенно представил себе, как бы это замечательно выглядело на театральной сцене. «Невесты…» Хаткиной живо напомнили мне не только кирсановский «Сказ о царе Максе-Емельяне…», который я еще в конце 60-х видел в блестящем исполнении артистов театра МГУ «Наш дом», но и филатовскую «Сказку про Федота-стрельца…»

Прошло некоторое время, и мне удалось уговорить Наташу приехать в Одессу и поработать в редакции, тем более, что к тому времени она уже стала членом редколлегии «Фонтана». Наташа читала и комментировала письма читателей, готовила к публикации тексты наших авторов, ну и, ко- нечно, писала свои новые рассказы и стихи.

Она побыла у нас чуть ли не месяц, это было незабываемое время, мы вместе обедали, пили чай. В редакции, где я очень люблю бывать, стало еще более уютно; даже Наташины домашние тапочки, в которые она по старой библиотекарской привычке переобувалась, придя на работу, тоже вносили во все это ощущение домашности.

Когда у Наташи появился компьютер, мгновенно ею освоенный, у нее, судя по всему, начался творческий подъем: с тех пор в нашем портфеле всегда было несколько ее рассказов, много стихов, и взрослых, и детских. Вообще Наташа, в смысле решения чисто литературных задач, была очень дерзкой и умелой. Как-то я пожаловался ей, что никто не берется отрецензировать книжку нашего замечательного фонтанского автора поэта Миши Векслера «Песня о страусе». Через некоторое время Хаткина прислала изысканный, с удивительным пониманием особенностей парадоксального векслеровского дарования текст, который тут же с удовольствием напечатали в нашем одесском литературном альманахе «Дерибасовская- Ришельевская».

Один из Наташиных приездов в Одессу совпал по времени с выходом четырехтомника М. М. Жванецкого. Помню, я получил его с дружеской надписью автора и принес в редакцию похвастаться. Наташа несколько дней читала его, внимательно разглядывала удивительные иллюстрации, сделанные другом М.М. тотально талантливым Резо Габриадзе, что-то выписывала и записывала. Через несколько дней, уже из дому, она прислала мне свою статью о четырехтомнике классика, уже одно название которой — «Война и мир Михаила Жванецкого» — заставило мое сердце дрогнуть: это было точно в десятку. При чтении статьи ощущение точности только усилилось: так глубоко и серьезно о Жванецком мало кто писал, а сравнение М.М. с толстовским капитаном Тушиным я считаю у Хаткиной просто гениальным. Я тут же отправил Наташину статью моему другу редактору «Московских новостей» Виктору Лошаку и через некоторое время был счастлив узнать, что статья Наташи не только напечатана в тогда еще невероятно популярном еженедельнике, но и признана коллективом «МН» одной из лучших…

Что же касается нашего журнала, то Наташин профессионализм и готовность откликнуться на любую просьбу тоже не раз меня выручали. Как то, готовя первоапрельский номер, я никак не мог придумать, о чем писать в редакторской колонке: все оказывалось банальным, много раз пережеванным. Позвонил Хаткиной по какому-то делу и заодно пожаловался на отсутствие идей. Она мне ничего не сказала, но через минут двадцать прислала стихотворение, которое я тут же и поставил вместо своей колонки. Вот этот блестящий, на мой взгляд, Наташин экспромт:

 

ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ МАРТА

 

Апрель — мрачнеют юмористы:

Ждет человечество острот

Глубокомысленных и быстрых.

А вдруг не выйдет? Не пройдет?

 

В убогом нашем государстве

Смеются лишь дурак и тать.

Какое низкое коварство —

Полуживого забавлять!

 

Не для забавы, не для хлеба

Апрельский затеваем пир.

Быть может, по веленью неба

Щекочем полудохлый мир.

 

Лицо попроще, юмористы,

Пора работать головой!

И пусть взметает смеха брызги

«Фонтан» любви, пока — живой.

 

А потом у Натальи Викторовны родился внучек Давидка. И она заменила ему всех: маму, папу, бабушку, дедушку… Нет, бабушку она ему не заменила, поскольку сама ею являлась. И он ей тоже заменил всех. И заботу о себе, и радость творчества, и полноценный отдых, и друзей, и поездки, в том числе и в любимую ею Одессу. И возможность пойти, наконец, к доктору, чтобы выяснить, почему это у нее так в последнее время побаливают ноги…

Много раз с тех пор я звал Наташу в Одессу — и одну, и вместе с внуком, но она отказывалась. Кроме всего, ей еще и не с кем было оставить своих кошек и, кажется, собачку. На здоровье Наташа не жаловалась, но каждый раз чувствовалось, что она вся в своих домашних заботах, в своей литературной поденщине, в своей грусти и в своем одиночестве. Я предлагал ей даже поехать в какой-то санаторий, но понимал, что она откажется. Как ей при этом удавалось, не снижая уровня, писать веселые рассказы для «Фонтана» — понять сложно… Не исключено, что какую-то недостающую часть земных радостей ей компенсировал внучек, в котором она, судя по всему, души не чаяла… Во всяком случае часть ее рассказов в последние годы была именно о нем, о Давидке, которого она вырастила, выпестовала, с которым она играла, кому рассказывала свои такие изобретательные и добрые сказки…

Я не знаю подробностей ее ухода… Мне кажется, что ей все же в жизни не хватало эгоизма, что ли… В ней была какая-то жертвенность, готовность терпеть, даже страдать…

Что делать, иногда большой талант, а Наташа, безусловно, им обладала, сочетается с самоуничижением, с самоотвержением…

Единственная надежда: там, где она сейчас, где назначаются, как я уже писал, все встречи и расставания, Наташе хорошо.

Во всяком случае, заслужила она это как никто другой…

Прощай, Хатунька…

 

23 дек. 2009 г.



КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration