Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня четверг, 21 ноября, 2024 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 10, 2006 - ОТКУДА МЫ? КТО МЫ? КУДА ИДЕМ?

Козловский Игорь
С.Шаталов и др.
Украина
Донецк

Родина Одина?

В одном из выпусков «Дикого поля» (2005, № 7)
была опубликована заявка
донецкого поэта, писателя, режиссера и
культуртрегера Сергея Шаталова
на телевизионный сериал «Мифы Донбасса,
или Продолжение тайны»,
не имевшая, как тогда казалось, никаких
шансов когдалибо осуществиться.
Тем неожиданнее оказалось продолжение.
И не гденибудь, а в роскошном отеле
«Донбасс Палас»,
где состоялась презентация этого проекта.
Не желает ли читатель узнать,
как разорвалась эта информационная бомба?
Но прежде чем представить правдивый
репортаж с места события —
отрывки из местной прессы и местных
интернетфорумов.



DISCOVERY ПОДОНЕЦКИ,

ИЛИ О ЧЕМ МИФЫ ЗА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ?

 

Первое впечатление от проведенной в самой фешенебельной гостинице Донецка «Донбасс Палас» презентации историкокультурологического проекта «Легенды Донбасса. Семь путешествий» было однозначным: «Бред!»

Представьте себе, его авторы, без ложной скромности, сравнив себя с Туром Хейердалом, опровергнувшим многие исторические факты, и с Генрихом Шлиманом, открывшим Трою, сообщили о том, что уже к следующему сентябрю снимут серию документальных фильмов, в которых с помощью самых современных технических «наворотов» расскажут о том, что именно на берегах Кальмиуса скандинавский верховный бог Один принял божественную инициацию, а в донецких степях, где, к слову сказать, в древности, находились «ворота в космос», проживали племена аланцев, подарившие миру (привет Кашпировскому!) гипноз.

Кроме того, в одной из семи серий научнопопулярного фильма планируется рассказать о приазовских амазонках, «которые знали вкус и силу магического слова, поэтому в решающую минуту становились не только неуязвимыми, но и опасными». Еще один фильм поведает о некогда существовавших в донецких степях загадочных лабиринтах. И так далее…

В принципе, об этом «прожекте» можно было бы забыть, если бы не два обстоятельства. Вопервых, авторами проекта является люди достаточно известные. Например, культуролог Сергей Шаталов и преподаватель Донецкого института искусственного интеллекта и руководитель центра религиоведческих исследований Игорь Козловский. В свое время он по праву считался одним из лучших студентов исторического факультета. Кстати, слыл йогом и в любые морозы ходил по улицам в спортивных брюках и легкой футболочке. Увлечение восточными учениями ничуть не мешало будущему продолжателю дела Шлимана получать особую стипендию имени Карла Маркса. Так что заподозрить господина Козловского в историческом невежестве нельзя.

Второе обстоятельство, заставляющее задуматься о рациональной составляющей презентованного историкокультурологического проекта, связано, естественно, с деньгами. Причем деньгами большими — авторы проекта уверяют, что съемки семи документальных фильмов и его последующая раскрутка обойдутся ориентировочно в 1 миллион долларов. Естественно, спонсорских… Одна из экзальтированных сторонниц презентуемого проекта, рассказывая публике о его перспективности, нужности и полезности для Донбасса честно заявила: «Мне для его реализации не жалко чужих больших денег».

Но «чужие большие деньги» надо отрабатывать. И это означает, что если некие «конкретные пацаны» инвестируют в «Легенды Донбасса» свои кровные доллары, то через год они захотят, как минимум, посмотреть оплаченную ими «киношку». Особенно серию про полуобнаженных амазонок… Получается, что на ближайшие время для киевской компании «AdiozProduction Studio», которая будет заниматься технической реализацией проекта (съемки, монтаж, дубляж и т. п.) и агентства «Хорошая мысль», выступающего в роли продюсирующей компании, важнейшим из искусств действительно станет кино. Тем более, что в кулуарах презентации активно циркулировали слухи о том, что главным спонсором проекта выступят структуры народного депутата Рината Ахметова. Авторы и организаторы проекта эту информацию опровергают, всем своим видом демонстрируя, что Ринат Леонидович здесь совершенно не при чем.

Итак, с учетом того, что авторы проекта и сами знают, что в Старшей и Младшей Эддах ничего не говорится о приключениях живого бога Одина на берегах Кальмиуса, и с учетом того, что вложенные в съемку сериала о легендах Донбасса деньги надо отрабатывать, однозначно говорить о том, что «кина не будет», преждевременно. Судя по всему, авторы и продюсеры проекта действительно верят в свои силы. Естественно, заявления о том, что украинский проект может конкурировать, например, с каналом Discovery, за чистую монету принимать не стоит. В частности, во время презентации директор киевской компании «AdiozProduction Studio» Сергей Озерянский сообщил, что у них есть все технические возможности для того, чтобы кинуть вызов, предположим, «Прогулкам с динозаврами» или «Поискам Трои». Вместе с тем, добротный кинопродукт, демонстрирующий миру донецкие древности, получить вполне реально. Во всяком случае, прежние работы «AdiozProduction Studio» свидетельствуют о достаточно высоком уровне профессионализма компании. Вероятнее всего, авторы, продюсеры и технические исполнители, используя в качестве фона тиражируемые многими таблоидами темы космических врат и магических ритуалов, сделают неплохой сериал (за такие то деньги!) о прошлом Донецкого края и народах, его населявших…

 

 

«Остров» (17.X.2006)

НЕ ЮЗОМ ЕДИНЫМ,

ИЛИ О ЧЕМ ГОВОРЯТ ПОТОМКИ

ОДИНА?

 

Странник:

Надежда умирает последней.

Ig:

Укры — предки ариев — нервно курят в углу в компании с этрусскими.

Денис:

Впервые за 10 лет будет кино не о бандитах! Побольше бы ринатлеонидовичей Донбассу!

Довженко:

Надо шоб в кино были донецкие яблоки!

Антифриз:

Вот тока я не понял, при чем тут «документальный фильмсериал»??? У Ефремова это называлось ФАНТАСТИКОЙ. И лепите себе хоть амазонок, хоть готов…

ИВАН:

Если «кина не будет», бывшего йога в асфальт закатают — вместе со стипендией папы Карла. Маркса.

Dfcbcefkbq:

Вместо того, чтобы глупостями заниматься, пусть бы Янукович обратил внимание, что вся Украина, кроме его любимого Донецка, мёрзнет без отопления. Или это и есть «покращення жыття уже сьогодни»?

Den:

Помоему, хорошая идея! Ведь это же интересно посмотреть, пусть даже немного фантастический, фильм о своем родном крае.

Матрос:

Дело нужное, ведь реально все думают, что Донбасс начался со строительства шахт, а на самом деле есть целые культурные исторические пласты, к примеру, те же греки Приазовья со своей уникальной фольклористикой и этнографией… В общем, удачи Вам, господа.

Артем:

Я думаю нелишне будет приплести еще, что Федорыч с Рыбаком прямые потомки бога Одина, тогда вообще картина целостная будет. :)

Аля:

Молодцы ребята! Пусть это и фантастика, как пишет Антифриз, какая разница, ведь хочется верить в сказку и в то, что о нашем Донецком крае можно рассказывать легенды — это же здорово! Очень хочется увидеть фильм!

Димка:

Вот ребята не поленились бы, а лучше сняли фильм о том, о чем говорит весь мир, а в Украине не принято. По ОБЩЕПРИЗНАННЫМ в научном мире историческим воззрениям, прародиной индоевропейцев была Левобережная Украина и Южная Россия (междуречье Днепра и Волги). Гдето посреди этого добра находится Донбасс. Вот про это бы и рассказали. И, может быть, на эти самые курганы еще и туристов привлекли, вместо того чтобы придумывать фигню про бога Одина и магические врата. P. S. Кстати, по мнению серьезных ученых, прообразом амазонок выступили сарматские племена, которые на определенном этапе жили и на территории Донбасса.

Сэмэн:

Возможно, фантастика, но если этот фильм взбудоражит умы)) нашей интеллигенции и пересичных жителей Донбасса, будет лишний повод внимательнее отнестись к своей истории. Как говорится, не Юзом единым…

Небл — Але:

Да, давно мы уже не ржали, но тут будет стопроцентный повод… Надеемся, что премьера будет показана по всем каналам…

FAN:

А ребяткито — с придурью. Лучше бы сняли порнофильм в интерьерах гостиницы «Великобритания».

Бур:

Хорошая тема. Кто бы и как здесь ни смеялся, но то, что в наших степях за тысячи лет было очень много интересных событий, прошло очень много народов — это же факт. Хотя согласен, что можно опуститься и на более, как бы сказать, осязаемые факты. Ребята, которые хотят снимать фильм, могли бы попробовать разобраться, откуда пошло название, например Клебанбык. А ведь оно имеет санскритские корни, и на этих корнях очень много топонимики в нашем крае. Я веду к тому, что, как писал известный автор: и чужому научайтесь, но и своего не забывайте, откуда мы пошли, где наши корешки… Есть же и Белосарайская коса, свое название получившая от тюрков, но имеющая интереснейшую историю, связанную с греками, населявшими Приазовье еще 2 с половиною тысячи лет назад… А могильник в Мариуполе (кстати, недавно там еще один раскопали) интересен не только поздним палеолитом, но и периодом казацким — 1617 век. А Савурмогила? Официальная история Донецкого края ведет свое начало от 1775 года (не считая Славянска, то есть бывшей до 1775 года границы с Россией). Все, что ранее было, имеет табу, и жителям области неведомо. Поэтому похвально то, что появилась такая инициатива. Дерзайте, ребята!

Monkey:

Главное что снимают то кино люди, которые вплотную занимаются нашей культурой. Кстати, разве важно, кто будет выделять на этот фильм деньги??? Я думаю, главное, что б никто левый на них не нагрел свой зад!

Буру:

«…интересен не только поздним палеолитом, но и периодом казацким — 16 17 век…»

Какая скукотища! Вы думаете, этим можно развести пацанов на лимон зелени? Вот «Врата в космос» совсем другое дело! И вообще, на форуме все защитники этой бредовой затеи, похоже, и есть авторы проекта.

vadim:

Наверное, авторы фильма имеют больший объем материала, чем все дискутирующие. Это все равно, что с позиции арифметики говорить о высшей математике. Давайте дождемся сериала.

Михаил:

Я думаю, те, кто задумывал сериал, имели в виду не гипнотизм, а мекхенес. Это древнее учение, основы которого утрачены. Гипнотизм — малая часть, дошедшая до нас, лишь отчасти связанная с гипнозом. Прежде всего — гипнотизм помогает человеку верно выстроить свою жизнь и правильно расстаться с ней.

Константин: Совсем недавно утром включил телевизор и был приятно удивлен. Два, скажем, «молодых» человека и журналистка рассказали мне замечательную историю моей Родины. Они были очень убедительны. Я действительно об этом ничего не знал.

ОМ:

ПомниЦЦа, както бог Один сказал: «Вы, донецкие пацаны, маладцы. Никто у сибя касмические врата ни асилил, а вы нашли. Я вас за ето уважаю и по сикрету скажу, что Адам и Ева тоже тут бегали. Снимайте фильм, тока чтоб парнухи под гипнозом пабольше было, это мне угодно. А я за это травкой и с режиссером поделюсь!»

Алефтина:

Если делать кино о том, о чем все и так знают, то зачем делать такое кино вообще — лучше читать книжки. Жду сериала!

Сивилла: Радует, что хоть по щёчке потрепал карапузовкультурологов: нетнет, да в чёмто даже «Козловский и его товарищи не так уж далеки от исторической правды». А если построже подойти к этим «товарищам», так и впрямь: что это за блажь Шаталовская с его «дважды два равно Птица»? Отчего бы не «стряхнуть шелуху» мифов Венендерских холмов и магию поэтических метафор рунических первоисточников с почти что одноимённого «прожекта» (мифы/ легенды дальше к Стурулсону, а не к Марксу, пожалуйста)? Автор статьи спешит поделиться радостью от собственных «альтернативных» познаний, предполагающих формат «правильного» сценария, даже если «душа влечётся к примитиву» ещё одного плоского, наркомпросветовского киножурнала, «освещающего» будни местных краеведов. Главное, чтобы Козловский снова не обошёл со стипендией Карла Маркса. А то ходит, голимый, в маечке по морозу, о скальдах чегойто лепечет, а бабки сами к нему липнут изза «гипнотизьму», аки ложки к Ури Геллеру (кстати, вот так вот в лоб о гипнозе мог воспринять крайне продвинутый чувак:)). Ох и большую же жабу вскормил наш землячоккорреспондент: легче передушить всё живое в собственной «степи», нежели смириться с тем, что «чужие Большие деньги» мимо рта проносят.

Евгений Александрович:

В очередной раз убедился в том, что идеи с оттенком коммунизма живы и очень сильны. Ну не может у нас быть ктото лучше, а ктото хуже, в некотором смысле. Все должны быть равны. И проект аля «Донбасское Дискавери» это, ясен пень, полная лажа и отстой, как максимум. А как минимум — повод посмеяться… А вообщето, это очень смахивает на две вещи: либо это «Киев + Львов = единственные регионы в Украине с богатой историей и т. д., и т. п. трипольская культура, опять же ж… А в Донбассе ничего исторического или интересного быть не может в принципе… С чего вдруг там этому взяться?!«… Либо это «у нас, в Запорожье, амазонок нет и никогда не было… Так откуда ж им быть в Донбассе, если даже в славном Запорожье этого не наблюдалось?!«… Смех, млин… Эта песня еще с президентских выборов тянется, когда в Донбассе людям говорили: «Вы — лучшие». На что извне очень часто звучало: «Фиг там! Вы — такие же, как все!» И никому и в голову не приходило, что самоутверждаться за счет себя — удел сильных… А самоутверждаться за счет своего соседа — удел быдла. Имхо… Лично мне будет до лампочки, если завтра вдруг кто-нибудь снимет фильм о какихнибудь древних пирамидах, например, в Тернополе. Да на здоровье! :) Меня это не очень волнует. Интересно было бы посмотреть, разумеется, но не более… А вот когда подобного уровня проект стартует в Донецке это уже чтото! Вах, какой резонанс среди… Короче, в очередной раз убеждаюсь, что, несмотря на постоянные заявления об уменьшении численности поголовья крупного рогатого скота на тэрэнах нэньки, мягко говоря, не соответствуют действительности. Откуда же уменьшение? Вон их сколько. неблова, антифриз (этих указываю поименно, т. к. в силу определенных причин они в жизни не догадаются, что речь о них идет). остальные узнают себя сами:)

Антифриз — ЕА:

О, ослик вышел пошалить… Ты ж у нас кинобудкой заведовал, а (на полставки) еще и массовикомзатейником в сельских клубах перед кином пошлятину разводил. Ну тебе, есессено, гуннамиготами с амазонками в сельской глубинке местных аборигенов пугать — эт самое твоё. Тока про Одина с космическими вратами смотри поосторожней, а то уйдут в астрал, так некому будет тебе по утряне похмелку поднести…

Бур:

Да, согласен, что «Врата в космос» это круто. Но есть одно обстоятельство. О котором пацаны, разводящиеся на лимон, должны были бы знать. Людей нельзя надурить. Все легенды должны быть, вопервых, правдоподобны, и, вовторых, иметь хоть какоето отношение к той земле или к тому народу, где происходили какието события. Плюс еще одно немаловажное обстоятельство: вложенные деньги должны играть на перспективу не только в одной сфере (в данном случае паломничество туристов из Скандинавии) это финансово рискованно. Нужно зацеплять интересы того народа, который здесь живет. Потому что именно этот народ является основным источником обогащения обладателей лимонов как в виде обыкновенной рабсилы, так и в виде электората. И еще об известной истине — немец или эфиоп мне неинтересен, если он потерял свои истоки, если он ничего не знает о прошлом своего народа, если он превратился в англоговорящего попугая, ничего не помнящего о своих корнях. Лучше в таком случае поговорить с англичанином о лондонской погоде. Самые великие писатели — это те, кто писал о своем народе своим народным языком и показал миру своеобразие своей нации. Яркие тому примеры — Пушкин, Толстой, Шолохов, Гоголь, Шевченко. Так же и в зарубежной литературе. Расскажи о себе, ярко и сочно покажи, открой миру своеобразие своего народа, его мифы и легенды, его традиции и живую жизнь — тогда ты будешь интересен другим. А фальшь, надуманность очень быстро раскрывается — и от несущих эту фальшь отворачиваются надолго. Если не навсегда.

Прохаваный:

Все это уже было. Помните, как бессмертный Остап Бендер втирал жителям Васюков про великое будущее их поселка, межгалактических шахматных турнирах. Финал будет тот же — нужно смываться, а то побьют.

Дончанин:

После такого фильма о Донбассе многие станут более внимательно относиться к людям, живущим на этой земле.

Виталик — Буру:

«Нужно зацеплять интересы того народа, который здесь живет. Потому что именно этот народ является основным источником обогащения обладателей лимонов — как в виде обыкновенной рабсилы, так и в виде электората».

Грустно, товарищ Бур. В итоге все сводится к тому, чтобы поиметь пролетариат. Отбить бабки. Ведь в паломничество туристов из Скандинавии вы и самито не очень верите, надеюсь.

Бур — Виталику:

Виталик, я же чутьчуть не об этом. Я говорю об уважении к самим себе. Об уважении того народа, который здесь живет. Чтобы не выставляли его в очередной раз на посмешище. Я говорю о том, что у нас есть история — но нужно искать ее истинную, а не мифы. А то, как красиво преподнести и нам, и другим народам нашу же историю, — так разве ума нет? Ну тогда пусть посмотрят создатели кино польскую версию «Огнем и мечом». Даже поляки сумели более менее романтично показать наше казачество. Даже, подчеркиваю, поляки.

Владимир:

О сенсациях данного сериала известно уже как сто лет тому назад. Пик популярности этих тем пришелся на период приезда на раскопки Азова (столица асов) Тура Хейердала. Все газеты, журналы, телевидение наперебой только и трубили об этом. Даже вспомнили военный женский союз Цармат (царьматерь, см. Геродота). Так что, и в самом деле, пора снимать кино. Ведь это не история отдельно взятого края, а история как таковая.

Родион:

Ни Генрих Шлиман, ни Тур Хейердал, никогда не боялись быть смешными, да и, в особенности, сумасшедшими. Они просто всегда делали свое дело. Возможно, перед нами подобный случай.

Очевидец:

Большое количество источников повествуют о том, о чем в киноверсиях хотят рассказать авторы проекта: Георгий Вернадский «Киевская Русь», Ноний «Деяния Диониса», «В круге земном» и т. д. и т. п. Я уже не говорю о топографии нашего региона: река Торец и город Тор (нынешний Славянск), названый так в честь старшего сына Одина. Ну и, конечно, Азов (чье строительство описано в скандинавском эпосе), где и сейчас ведутся раскопки. В данный момент — не это главное. Главное, как помочь фильму обрасти подробностями, которых, наверное, и ждут от этого форума. Я был на презентации и понял, что авторы фильма на это очень надеются.

Бур:

Ребята, есть еще неплохая идея. Город Сиверск — знаете, почему так называется? Если кратко, то было, как знаете, племя сиверян, и Новгород Сиверское княжество, вошедшее в состав Черниговского. Черниговские князья считали своими землями Тьмутаракань — Таманский полуостров и побережье Азовского моря. А там ведь когдато жили синды — индийское племя. А в санскрите — древнеиндийском языке — префикс «су», как и префикс «си», означал превосходство. Это значение сохранилось в языках всех индоевропейцев — супер… «Вир» на санскрите — «человек». Греки, когда пришли впервые на берега Черного и Азовского морей, застали здесь, по их описаниям, племена «кимеров». Но известно, что у греков было распространено «с» переделывать в «к», а «в» в «м». Слово «десять», например, у них звучит как дека, сельты как кельты и т. д. Так вот, кимеры это и есть сиверы. Этот народ никуда не девался, он просто под давлением кочевников ушел в черниговские леса. Но постоянно возвращался туда, в те земли, какие считал исконно своими. Эта тема имеет конкретные факты — и не исключена, кстати, взаимосвязь с аланами, скифами, сарматами, роксоланами, ну и «амазонками», которые действительно были здесь, и отряды которых участвовали, например, в Троянской войне на стороне троянцев.

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ,

ИЛИ О ЧЕМ ГОВОРИЛИ АВТОРЫ ПРОЕКТА

 

С. Шаталов. Знаете, когда я учился в школе, мне было жутко обидно, что я живу на такой территории, у которой, в общемто, нет истории. Ну, есть какието там достижения трудового характера, но это меня по тем временам както не грело. Но однажды мне довелось побывать в походе по Кальмиусу. Если комуто вздумается совершать такой поход — обычно это делается в апреле месяце, когда высокая вода. Конечно же, на катамаране, потому что другие плавсредства там, в общемто, не годятся. И что я увидел: с одной стороны — полуразрушенные крымские горы, с другой — Луна, ну, натуральная Луна, с кратерами, правда, с воздухом и с возможностью держаться за землю. Если помните историю с американцами, которые якобы не летали на Луну, то, наверное, все это они снимали вот на этой, на левой стороне Кальмиуса. Но самое удивительное — от всего этого веет сумасшедшей энергетикой. Просто сумасшедшей энергетикой.

Потом уже в моем сознании материализовалось, что это последняя стоянка великого ледника, что здесь такие перевороты происходили, на практически космическом уровне, что эта территория не могла остаться не замеченной для многих народов, которые здесь перемещались с одного места в другое, и на долгое время это место становилось их родиной.

Сама природа мифа, наверное, исходит из того, что каждая правда имеет свою градацию годности, правдивости. И вот когда эта правдивость правды теряется, начинается миф. Как у древних греков вино считалось золотым напитком, так и миф, наверное, это такое устное золото. И я думаю, что настала пора, когда мы можем то золото, которое у нас под ногами, вам подарить.

 

И. Козловский. Наверное, каждый мыслящий человек всегда мыслит иначе. То есть он — инакомыслящий. Для меня самым важным в характеристике мыслящего человека является его отношение к стереотипам. Ну невозможно, чтобы наука развивалась без ломки стереотипов. Ну смысла нет в самой науке тогда. Наблюдая за общим ходом развития исторической науки, я замечаю, что наиболее важные открытия — это открытия альтернативной истории.

Альтернативная история предполагает, с одной стороны, ломку привычных стереотипов. Мы помним, что история долгое время и, кажется, до сих пор занимается тем, что обслуживает чьито интересы, то есть не является наукой как таковой. А, вовторых, мы знаем, что те или иные исторические факты обрастают интерпретациями этих фактов той или иной группы людей.

Что такое миф? Как сказал однажды Налимов, это единственно ценное, что создал человек. А что такое наука? Наука — это движение в рамках пространства под названием миф. Что такое математика? Математика — это придуманные нами определенные знаки, которые мы используем, чтобы конструировать какойто текст. Для меня миф — это живая ткань текста, и весь мир — это текст, только нужно уметь его читать. Когда вы скажете, что те или иные факты в истории уже нельзя менять, я могу сослаться на то, что, например, такое явление, как Жанна д’Арк, подвергается сомнению. Оказывается, она не была казнена. А ведь это разрушает всю ткань французской истории, подрывает фундамент французской нации. С одной стороны, существует Жанна д’Арк как миф, который необходим для формирования нации, но, с другой стороны, существует и реальная Жанна д’Арк, и тоже со своим мифом.

Степи нашего Донецкого края удивительны тем, что здесь шла интенсивная жизнь. Эта жизнь имела свой трагизм, свой лиризм, свое наполнение, она связана со многими процессами, которые относятся не только к нашей локальной истории, но и к мировой истории в целом. Поэтому я всегда стоял на позициях обнаружения этих фактов и возможной попытки посмотреть на них с точки зрения открытого сознания. Для меня открытые вопросы всегда важнее и ценнее, чем вопросы закрытые.

 

Д. Мартынов. Я хотел бы добавить, что, несмотря на то, что одной из основных целей нашей работы является ломка стереотипов, сформировавшихся, особенно за последние годы, о нашем крае, и формирование нового имиджа Донбасса, наш коллектив свободен от того, чтобы формировать некую исключительность Донбасса. «Донбасс — родина богов», «Донбасс — центр Вселенной» — это не про наши фильмы. Мы свободны и от этих стереотипов…

 

Вопрос. Представьтесь, кто вы?

 

И. Козловский. Козловский Игорь Анатольевич. Историк, религиовед, руководитель центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений Донецкого института искусственного интеллекта. Большая часть моей жизни посвящена исследованию феномена религии в самых разных вариациях.

 

С. Шаталов. Шаталов Сергей Анатольевич. Режиссер театра, кино, телевидения, редактор ряда изданий, автор нескольких книг.

 

Вопрос. Вас не смущает, что ваш проект вызывает улыбку?

 

И. Козловский. Это замечательно, когда чтото вызывает улыбку. С другой стороны, вы понимаете, то, что здесь представлено, это очень предварительная попытка нарисовать ту, может быть, глобальность, которая есть в самой глубине текста. Спорить с официальной историей не только можно, но и должно. Иначе смысла нет в науке истории.

 

Вопрос. Какие исторические источники вы используете в своей работе?

 

И. Козловский. Да самые разнообразные, начиная, естественно, от материальных артефактов и заканчивая теми источниками, которые, к сожалению, еще недостаточно привлекались для того, чтобы построить нашу историю.

 

Вы помните, как создавалась история Российского государства. Екатерина Вторая, став императрицей, естественно, хотела знать, правительницей какого государства она стала. Она обращается к архивам и обнаруживает, что это вовсе не европейская история. Что делать? А хотелось бы быть императрицей европейской. Она увлекается вольтерьянством, она желает в лице французских просветителей выглядеть достойно — и она заказывает историю. И появляются различные варианты официальной истории.

К сожалению, круг источников был ограничен. Когда вы, предположим, берете скандинавские или тюркские источники, вы обнаруживаете альтернативную историю. Когда вы смотрите на город Киев и думаете, кто же основывал город Киев, и если вы, предположим, берете булгарскую поэму, которая написана раньше, чем «Повесть временных лет», и там сказано, что основателями Киева являются булгары, — вас должно это заинтересовать? Естественно. Меня тоже.

 

Вопрос. Мне приходилось работать с археологами Донецкой области. Их археологические материалы не подтверждают ваших гипотез. Какие у вас есть альтернативные археологические раскопки, где они?

 

И. Козловский. Я не говорю об альтернативных археологических раскопках. Я говорю о том, как интерпретировать те или иные археологические артефакты. Потому что, как вы, думаю, понимаете, найденные материалы можно интерпретировать в зависимости от того, какая существует концепция. Допустим, вы находите аланское захоронение. Я сам принимал участие в раскопках и видел аланское захоронение: захоронен мужчина, рядом с ним женщина, они держатся за руки, рядом захоронена лошадь. Что по этому поводу можно сказать? Вот вы археолог, что вы можете сказать? (Пауза.) Все будет зависеть от того, какая у нас концепция. Мы знаем, что аланы — это одни из предков осетин. Мы знаем, что у осетин есть мифологические своды. Эти мифологические своды мы можем использовать как источник (я понимаю относительность этого источника) при характеристике находки? Можем. Но мы можем использовать и другие данные.

Например, большинство пытается базироваться на греческих авторах.

А вот Омельян Прицак большую часть обоснований строит на скандинавских источниках. И скандинавские источники говорят, что готы, еще задолго до возможного прихода сюда афонских монахов, называют территорию Святых гор Святыми горами. Я должен както этот момент для себя уяснить? Должен.

 

Вопрос. Не кажется ли вам, что когда вы утверждаете, что Донбасс — это родина бога Одина, вы просто отвергаете факты?

 

И. Козловский. Отнюдь нет! Вы читали «Старшую Эдду»? И я читал. У меня студенты все обязательно читают «Старшую Эдду». И «Младшую» тоже, и «Круг земной», и другие скандинавские источники. Вы читали «Круг земной»? Это географическое описание перемещения, в том числе и группы богов, с одной территории на другую. В исландских источниках наша территория (между Доном и Днепром) носит название либо Великая Швеция, либо Великая Готия. Мы встречаем даже такое название — Либедия. И Тур Хейердал, действительно, предполагал путешествие на эту территорию. Он предполагал, оперируя, опять же, исландскими источниками, что эта территория и есть та самая территория, где вызревали целый ряд представлений о, я бы так сказал, Одинической фигуре — Одиническая мифология. Опять же, я могу сослаться на того же Омельяна Прицака. Аналоги рунического письма мы находим не только у германо скандинавских племен, вплоть до Британии, но мы находим и так называемые тюркские руны, которые очень похожи на скандинавские. И поэтому есть версия (а почему бы и нет?), что родиной появления их, и скандинавских рун, и тюркских рун, является регион от Дона до Днепра. Мы помним, что на этой территории проживает кто? В тот период времени, начиная с великого переселения народов, здесь живут готы, а готы приходят с территории Скандинавии.

Вопрос. Но почему же, в таком случае, все эти источники остались только в Скандинавии?..

 

И. Козловский. И у нас остались. И у нас есть. Очень много на территории не только Украины, на территории всей Восточной Европы вы можете найти те или иные рунические памятники. Каменные могилы…

 

Вопрос. Почему не пойти по простому, нормальному пути: снять фильм на исторических материалах? Про битву на Калке, например. Про «Слово о полку Игореве»… О тех же кочевниках… Зачем городить огород?… Тратить деньги на спорные, мягко говоря, версии…

 

И. Козловский. Вы знаете, все версии спорные. Я объясню, почему. Например, фигура Александра Невского — спорная или бесспорная? Любая версия, которая касается Донбасса, тоже будет спорная. Когда мы говорим о битве на Калке, ведь абсолютно точно вам никто не скажет, где была эта битва. Правильно?

 

Вопрос. У вас не было идеи посмотреть, где был князь Игорь с половцами? Не было ли это тоже на территории Донбасса?

 

И. Козловский. Это действительно интересная идея. Существует огромное количество разных текстов, в которых поразному трактуют, что это такое «Слово о полку Игореве» и где все-таки проходил этот путь. Конечно, можно посмотреть и это. Я открыт для того, чтобы продолжать эти проекты бесконечно долго. Я думаю, что и эта идея тоже хороша.

 

Вопрос. Стоимость проекта — 1 миллион. Кто платит?

 

Д. Мартынов. Я отвечу. Но прежде я хотел бы прокомментировать ту дискуссию, которая здесь возникла, с продюсерской точки зрения. Мы заинтересовались идеями Сергея Анатольевича и Игоря Анатольевича именно потому, что они спорны, именно потому, что они неоднозначны. Именно потому, что мы хотим видеть наш проект как проект исследования.

Как проект, в ходе которого мы, может быть, от чегото откажемся, если не найдем подтверждения. Может быть, найдем какуюто новую версию развития событий. И, на наш взгляд, создание такого проекта наиболее интересно.

Безусловно, нуждаются в освещении и традиционные, уже известные факты истории Донбасса, но мы ставили перед собой задачу сделать фильм интересным, неоднозначным, спорным, если хотите.

И по поводу финансирования. Мы провели уже предварительную работу. Наш проект презентован ряду потенциальных инвесторов, ряду телеканалов и, вы знаете, интерес, который возник у тех людей, с кем мы ведем переговоры, позволяет нам быть уверенным в успешности этого фильма.

 

Вопрос. У вас есть источник финансирования, или вы надеетесь, что он появится?

 

Д. Мартынов. Ведутся переговоры.

 

Вопрос. Если это земля Одина, почему тогда русские верили в своих богов, а не в скандинавских? И что это — антинорманнская теория?

 

И. Козловский. Жители Украины не верили в славянских богов, жители Украины не верили в скандинавских богов, потому что на территории Украины проживали и проживают, как вы знаете, представители разных этносов. Естественно, каждый из этих этносов имел свою систему верований. Вовторых, я еще раз напоминаю, эта территория была зоной великого переселения народов. Это факт. И в этой зоне одной из самых подвижных групп были готы. Готы — это жители Скандинавии. Они переселились сюда, на эту территорию. Не сразу, постепенно. Но они здесь жили.

Когда мы говорим о том или ином образе, в данном случае, божественном образе Одина, мы должны учитывать, опять же, несколько уровней. Божественный образ сразу не возникает в сознании того или иного этноса. Он имеет несколько источников, и одним из источников, естественно, были так называемые мужские союзы, которые характерны для данного региона, причем на протяжении тысячелетий, начиная от иранской древности, затем готской древности, славянской, вплоть до казачества. Мужские союзы формировали образы харизматических вождей.

Эти образы, в частности, и образ Одина, обрастали подробностями, которые происходили на данной территории. Мы знаем, что существует несколько версий описания, как Один с двенадцатью его побратимами передвигается по Европе и в каждой части Европы оставляет, коронует для продолжения своего рода одного из своих сподвижников. Один из двенадцати — Локки — ложный. Вы видите, это мифологема, которая достаточно часто кочует в разных религиозных традициях. Это мифологема. Достаточно любопытная…

 

Вопрос. В чем техническая уникальность этого проекта? И какой вы будете лабиринт строить?

 

С. Озерянский. Проект очень интересен с технической стороны. Даже только лишь потому, что до сих пор на территории Украины подобного проекта не существовало. Фильм будет сниматься на особую камеру, в особом формате, который позволит нам показывать его на любом канале, в любой стране. Это ново, а то, что ново, всегда привлекает внимание.

 

Д. Мартынов. Работая над этим проектом, мы не хотели зацикливаться в рамках создания только кинопродукта. Хотелось бы, чтобы этот проект был масштабным, многоуровневым. Мы планируем создать парк Одина. Гдето в тех местах, где, по разным показаниям, чтото, возможно, и происходило, связанное с ним. Мы планируем создать лабиринт. В Приазовье. Где конкретно, вы узнаете чуть позже. Этот проект в целом — проектисследование, прежде всего. Он может развернуться в различные области.

 

Вопрос. А в парке Одина какие будут экспонаты для зрителя?

 

Д. Мартынов. Пусть это будет нашим секретом.

 

И. А. Попова-Бондаренко. Я бы хотела не вопрос задать, а высказать реплику. Как не вспомнить А. С. Пушкина, который говорил: мы ленивы и не любопытны.

Тезис первый: мы ленивы. Мы действительно ходим по деньгам. У меня денег нет, но если бы они у меня были, я бы отдала их на это дело. И мне не жалко чужих больших денег, если они будут пущены на этот прекрасный проект.

Тезис второй: мы невежественны. Зачем мы начинаем пикироваться относительно мифологии? Мы же прекрасно понимаем, что миф существует и сегодня. Мифология не завершается на древнейшем этапе. Так человечество устроено, что оно сооружает свои мифы — и политические, и культурные, и прочие. Вся политика сегодня — это один большой миф. И поэтому если мы попытаемся дать свою версию легенды, свою версию истории нашего края, богатую, хорошо исполненную, дорогую, которую будет не стыдно показать всюду, — разве это не прекрасно? Я считаю, что такой проект должен быть поддержан. Я думаю, что вся интеллигенция с удовольствием проголосует за него, и, слава Богу, что такие начинания у нас сегодня возможны.

 

А. В. Цуркан. Я председатель культурноисторического общества развития Донбасса «Святогорье». Мы тоже работаем в этом направлении.

Я имею в виду легенды Донбасса. Думаю, нет ничего страшного, если кому то не нравится, что здесь у нас родился Один. Что здесь такого? Ну, стал Один донбассовцем… А то, что некоторые великие личности вдруг стали украинцами, почемуто никого это не возмутило…

 

Вопрос. Вы можете резюмировать миф, который лежит в основе фильма? По поводу Одина в Донбассе…

 

И. Козловский. Эта тема, в общемто, не новая. Если сам Тур Хейердал обратил на нее внимание, значит, тема уже существовала. Существует версия Щербакова, если вы знаете его работу, где он утверждает, что именно здесь происходило столкновение асов и ванов…

Мы не говорим, что именно здесь Один родился. Мы говорим, что собирательность любого мифологического образа — это собирание из разных источников.

Я думаю, что в самом фильме будут даны ответы на многие вопросы. Предполагается, что это будет исследование, но что это исследование не претендует на некую завершенность, а оставляет вопросы открытыми.

В своем первом выступлении я сказал, что самое главное — это быть открытым иным смыслам. Для меня реальная история — тоже миф. И «Повесть временных лет» — миф. Потому что я знаю, из каких разных источников она соткана и какие задачи она выполняла. Для меня это такой же миф, как и газеты двадцатилетней, тридцатилетней, даже сегодняшней истории. Для меня это миф. Потому что я наблюдаю совершенно другую историю, которая является моей субъективной историей.

 

Вопрос. Можно, я попробую положить конец этому спору? Какой аспект у вашего проекта?..

 

И. Козловский. Вы знаете, их много. А если вы сведете их к какомуто одному аспекту — это будет неправильно. Вопервых, вы понимаете, для того, чтобы мысль пробудить, должен быть интерес. Для меня, например, этот фильм носит не столько историкокультурный характер, сколько характер интереса. Но я бы сказал иначе. Любой интерес в глубине своей имеет эротику, поэтому я бы сказал, что это эротический фильм. (Смех, оживление.) Потому что если у археолога нет эротического интереса к тому, чтобы искать, он не археолог. Собиратель марок только тогда собиратель марок, когда его интерес так глубок, что концентрация внимания превышает все разумные пределы. Для меня важно, чтобы у людей пробудился интерес. Поэтому я говорю: проект открыт. Он открыт как для инвестиций, так и для научных идей. И я приглашаю всех ученых, в том числе и многих из моих знакомых, которые работают в тех или иных исторических областях, представить свои идеи. Тоже альтернативные, тоже неожиданные, тоже парадоксальные, и я думаю, эта проблема будет решаться…

 

Вопрос. Правда, что в Луганской области раскопали некое подобие египетских пирамид?

 

И. Козловский. Да, и уже есть об этом статьи. Говорят о мегалитических сооружениях. Говорят, что они древнее Стоунхенджа. Я не возражаю. Это интересная тема. У меня есть по луганским пирамидам свои соображения, но это очень длинный разговор…

 

Вопрос. Вокруг чего интрига фильма? Приазовье как родина Европы?

 

И. Козловский. Это интересная мысль. Вы заметили, что фильм об Одине — это только один из фильмов. Здесь 7 путешествий. Поэтому каждый из этих фильмов имеет свою концепцию, свою завязку, и вы понимаете, что уже сам процесс реализации каждого из этих фильмов подчинен, с одной стороны, тому, чтобы это было интересно, вовторых, чтобы это был проект открытый, и, втретьих, чтобы двигаться дальше.

 

Д. Мартынов. Можно, я подведу такой краткий итог? Когда мы обсуждали, какие выбрать версии для этих семи серий, у нас было из чего выбирать. Мы оставили несколько очень интересных тем. Например, о пиратах Азовского моря. (Оживление.) Да, есть такие версии, есть такие мифы, легенды, сказания, источники. Но пока мы остановились на этих семи, и дай Бог и нам, и вам — ну, нам, наверное, прежде всего — закончить этот проект, а потом мы можем снять еще 7 серий, и еще 7, если будет к этому интерес, и если подключится интеллигенция, историки, то, действительно, мы рассмотрим любые предложения…

 

Вопрос. Почему 7?

 

Д. Мартынов. В данном случае 7 — это просто хорошая цифра. Для начала. Мы остановились на какомто этапе и посчитали, что это — оптимальный вариант, который вначале отразит нашу основную задумку.

 



КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

2016-02-01 18:22:01
Елена
Украина, Донецк
Очень надеюсь, что проект все-таки продолжится, когда выпустят из "подвалов" арестованного Игоря Анатольевича Козловского и закончится альтернативная история банановой "ДНР".

2014-12-25 21:26:35
Ингвар Эль Ворон
ДНР, Донецк
Проект по своему интересен.Хотя.. мне не представляется он даже мифом. Об Одине есть упоминание в Сантиях Перуна (Славянские Веды). Его разговор с Перуном происходил 300 00 лет назад на территориии Асгарда Ирийского т.е. города находившегося на реке Иртыш (Ирий). Вот и пусть авторы думают.

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration