Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня воскресенье, 24 ноября, 2024 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 10, 2006 - ЗАТМЕНИЕ

Горпенко-Мягкова Ирина
Россия
Москва

За сроком давности...

Еще одна темная история, о которой говорить тяжело и горько, тоже «булгаковская». В очерке о Б.С.Мягкове («Дикое поле», №3) я не стал ничего о ней рассказывать, поскольку не располагал документами. Теперь документы есть.
Но есть и сомнения: стоит ли эти бумаги ворошить?
Вдова Бориса Сергеевича убеждена: необходимо.


    Я встретилась с Борисом Сергеевичем Мягковым на вечере памяти Владимира Высоцкого 25 января 1981 года. Я читала баллады Франсуа Вийона, что его поразило и привлекло внимание ко мне и той группе КСП, которую возглавлял Виталий Акелькин. Конец января и весь февраль прошли под звездой Мандельштама и «Собачьего сердца» Булгакова. Борис Мягков стал приходить ко мне в отдел писем «Гудка», где я работала корреспондентом. Он подружился с главным редактором Красниковым и получил добро на проведение «Булгаковских лекций» для самой редакции, договорившись о разрешении на просмотр архива «Гудка» и организации републикаций фельетонов Михаила Булгакова.
    В то же время наше «тайное общество» собиралось у меня в кабинете отдела писем после ухода остальных сотрудников. Это было возможно, так как вход в типографию «Гудка», работавшую круглосуточно, находился с улицы Станкевича, а в самую редакцию – главный ход – надо было проходить через Хлыновский тупик (напротив театра Маяковского). Итак, с 19 часов до полуночи мы, инженеры, учителя, физикидворники, студенты, внимали Борису Мягкову (самому старшему из всех и имеющему архивные материалы, связанные с творчеством Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Александра Грина), который предложил делать вечера памяти поэтов и писателей. Мы, принимавшие дары Бориса Мягкова, понимали наказуемость нашей инициативы со стороны правоохранительных органов, но так интересно было всё слушать, подбирать фотографии, рассматривать сделанные слайды, что мы и не заметили, как стали чувствовать себя «посвящёнными», то есть бесстрашными. Борис Мягков словно вывел нас из подземелья, на какойто простор: «И я выхожу из пространства в запущенный сад величин, и мнимое рву постоянство и самосознанье причин...» И «Собачье сердце» пошло по кругу, зачитанное, обмусолённое, но любимое и хранимое...
    Борис стал водить меня по «Булгаковской Москве»: Патриаршие пруды, Новодевичье кладбище, Мансуровский переулок (подвал Мастера), особняк на Остоженке и на малом Ржевском – Маргариты, «таинственная сеть Арбатских переулков»... Мы посещали эти места вместе с Лидией Марковной Яновской, с Валентином Александровичем Молодцовым... Борис показывал мне свои карты и чертежи маршрутов. Он был охвачен страстью поиска: каждая новая беседа со старожилами, переписывание ранних редакций «Мастера и Маргариты» в «Библиотеке имени Ленина», посещение вечеров Мариэтты Чудаковой и лекций Галины Панфиловой, встречи с Любовью Евгеньевной Белозерской и – главное – книги, книги, книги... Он радовался любой публикации и бережно собирал и хранил ксерокопии зарубежных (запрещённых в то время) изданий...
    По редакционному заданию я оказалась в Туапсе. Борис дал мне адрес Татьяны Николаевны Лаппа, первый жены Михаила Булгакова, и попросил посетить её и сфотографировать. Он настаивал на этом приходе без приглашения, хотя я никак не могла понять, как я, совершенно чужой человек, правда, корреспондент отдела писем «Гудка»,  смогу появиться у Татьяны Николаевны, не имея даже редакционного обоснования. Но я согласилась и, выбрав 2 часа свободного времени до отъезда (мне ещё надо было поехать в пионерский лагерь и взять с собой в обратный путь двух дочек сотрудников газеты). Итак, эти два часа я провела с Татьяной Николаевной (когданибудь я опубликую тот самый репортаж, который нигде и никогда не публиковался)...
    Я вернулась в Москву в смущении, потому что не сумела уговорить Татьяну Николаевну сфотографироваться (это сделал Борис в своей поездке позже)... Но уже летом, в августе Борис сказал, что нас приглашает его знакомый Леонид Паршин, чтобы показать, какой материал он сумел записать у Татьяны Николаевны... Так я оказалась с Борисом Мягковым в гостях у Леонида Паршина, принимавшего нас в квартире. И особо мне запомнились эти коробки с магнитофонными плёнками и та лёгкость, с которой хозяин демонстрировал нам «технику записи телефонного разговора» с чужим человеком... Я вышла из его дома какаято совершенно настороженная, напряжённая и сразу сказала Борису, что мне «несимпатичен» его приятель,  и он мне кажется способным на разные гадости. Борис немного удивился такому восприятию, но согласился, что, действительно, не очень хочется продолжать знакомство, хотя, как я поняла, они были связаны «поиском» и в чёмто пытались соперничать...
    К октябрю 1981 года наши дружеские отношения стали переплавляться в любовные, вызывающие тревогу за любимого и, конечно, опасение от «многодонной жизни вне закона», что напрямую соприкасалось с хранение и распространением запрещённой (возлюбленной) литературы... И тут грянул гром…
    Борис принёс конверт с письмами, которые были подписаны тем самым Леонидом Паршиным, собиравшим интервью с Татьяной Николаевной... Мы не стали долго раздумывать: надо было прятать литературу. Пришлось развозить рюкзаки с книгами и публикациями по всей Москве... Тогдато Борис и пошёл «на приём, за советом» к Мариэтте Омаровне. Она рекомендовала снять копии, а оригиналы отдать... Борис так и сделал... С 1982 года у него началась сердечная аритмия...
    15 мая 2005 на очередном «Булгаковском празднике» во вновь открытом культурном центре «Булгаковский дом» я увидела, как посмертное издание «Родословия Михаила Булгакова» Бориса Мягкова оказалось в руках моложавого Леонида Паршина (танцора, художника, психолога, булгаковеда)... Я подошла к нему и сказала: «Вот вы и встретились с Борисом Сергеевичем... Даже ваш донос не помешал выйти «Булгаковской Москве» и «Родословиям», хотя, конечно, жизни Вы ему не прибавили...»
    Я расплакалась. Он смутился и говорил, что не понимает в чём дело... Мы встретились спустя три дня... Я показала бумаги (это было при свидетелях). Он согласился, что материал доноса отпечатан на его машинке, что подпись его, но его тогда в Москве... не было. По мнению Паршина, это сделала его мама, известная советская шпионка, чтобы напугать конкурента своего сына... Да, потом он привозил автобусные билеты в Киеве 1981 года с указанием даты. Сохранил ведь (на всякий случай!)...
    Я недавно (в октябре 2006 года) прочитала интервью с Леонидом Паршиным, который хвастался, что раскрывает «тайны Булгакова». Я написала ему по электронной почте и напомнила о «сеансе с разоблачением», участником которого он может оказаться сам... Впрочем, недавно общаясь с Лидией Марковной Яновской по той же электронной почте, я напомнила ей об этом случае и, она сказала, что читала интервью Мариэтты Омаровны Чудаковой с упоминанием этой ситуации, но без названия имени. И добавила: «...такой характер у этого человека...» И так говорят люди, знавшие, как Михаил Афанасьевич относился к сексотам, доносчикам, отравителям...
    Я решилась на публикацию этих материалов не в знак мести (хотя до сих пор щемит сердце), а по глубокому убеждению, что нельзя наживаться на страданиях чужой жизни: ни Михаила Булгакова, ни Бориса Мягкова.



КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration