Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"
Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика.
Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея.
Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.
Когда тебе за 20, а ты, продвинутый университетом, но слегка сдвинутый московской библиотекой, живешь в лесу, на берегу летописной реки, среди холмов, похожих на курганы, то неудивительно, что мысли, которые к тебе приходят, какие-то несовременные… Например, о том, что человек никогда не бывает одинок. Даже среди людей. И чем плотнее ты закрываешься, тем больше их у тебя, твоих гостей, которые, оказывается, такие же живые, как и ты, и которые ты уже не умеешь называть своими: мысли, чувства, предчувствия, стихи…
Они приходят без приглашения, иногда буквально. Как-то вечером отворяю дверь – на пороге лягушка. Взглянула на меня – и прыг в дом. Вместе с первой строчкой, за которой тут же пришли и остальные.
Как легко и как освобожденно забывалась университетская наука! Поэзия – вот она, всюду, куда ни взгляни: вот кривая линия холма, загорающаяся по утрам; вот река, которая неостановима, как время; вот сосны, которые словно ждут, что ты к ним дотронешься и прислушаешься. Слышишь? Остается только, по мере способностей, выразить, не искажая, это звучание человеческими словами. И не надо ничего доказывать – ни себе, ни миру. Просто быть – травой, водой, камнем, деревом…
Не так ли слагались стихи в те времена, впрочем, не такие уж и давние, когда не было ни журналов, ни критики, ни читающей публики? Здесь, в лесу, тоже нет литературы, зато как по-новому, как обновленно прочитывается Пушкин! Сложное становится простым, а простое, наоборот, исполняется глубины несказанной. И не «лирический герой», а он сам, Александр Сергеевич, не убитый и даже не раненый, вдруг обнаруживает свое живое присутствие.
А однажды, зимним вечером, греясь у печки и рассматривая в книге изображения семи чудес света, подумалось: а что если это весть? Преломленная через законы созидания и каноны сознания. Некий код, заключенный в камне. Известный человечеству, но неведомый человеку. Человеком создано много чего дивного, но зачем-то отмечены только эти семь – зачем? Если это вершины человеческого духа, то к чему они устремлены? Но если человеческий дух сам же признал их вершинами, то что он в них увидел? Есть ли в их составе и в их последовательности какая-нибудь закономерность? Если есть – то должен быть и смысл. Закономерность, допустим, можно установить аналитически, а вот смысл? Разве что переложить его с языка камня на язык слов.
Ответы приходили вместе с вопросами. А что если последовательность семи чудес – это просто последовательность числового ряда? Образно-смысловая пиктография. Египетские Пирамиды – воплощенная единица, абсолютное начало, окаменевший огонь, с которого все началось и которым все кончится. Сады Семирамиды – воплощенная двоица, противоположность и продолжение единицы, вторая ступень царства земного, растительный мир, прорастающий из минерального; как у Мандельштама: дерево, сменяющее камень. Стало быть, тайное значение третьего чуда должно быть и противоположно, и соположно, и внеположно первым двум. И так далее… Если догадка верна, ее подтверждением станет поэзия, ее самопроизвольное истечение, речение. Подтверждением, что число и слово едины – как берег и река.
Единство – это первая истина. Двойственность – вторая. Троичность – третья. И так далее… Потом, когда я покину эти места, мне понадобится много слов и много чисел, чтобы объяснить эту простую закономерность. Потому что, оказывается, только так, через многое и сложное, оно и постигается – единое и простое.
Но тогда, в селе с незамысловатым названием Кривая Лука, я учился различать среди многих слов и чисел такие, которые, как дорожные указатели, помогают осознавать, где ты и куда идешь.
«Кривая Лука»! Загадочный зигзаг, пауза, излука, мое несказочное Лукоморье, где тяжек дух и плохо пахнет, где кончается искусство, но открываются иные, нерукописные картины – линии судьбы и краски жизни…
Из цикла «КАМНИ» (1976-1979)
* * * Земля к земле – родился прах. О двух руках. О двух ногах. Земле на смех. Себе на страх.
* * * Ночь кончается вокруг. Книга падает из рук. Шторы белые в испуге отшатнулись от окна. Лай собаки. Тишина.
Из цикла «КРИВАЯ ЛУКА» (1979-1982)
* * * Узнаешь меня, человек? Я такой же, как ты, – живой. Волком вою, расту травой, Обрастаю листвой и мхом.
Только что мне твое родство? Мне юродство мое родней - Улыбаться, ходить босиком, Ждать вестей, избегать гостей И тайком поминать людей Незнакомым им языком.
* * * Откуда ты, вечерний сумрак, От леса или от реки? И отчего так неразумно Идешь природе вопреки?
Среди ликующих творений, Неузнаваемый никем, Скитаешься по свету тенью, Смущая белый свет, – зачем?
Молчат деревья и вода. Земля молчит, и зверь молчит. И не раскроют никогда Своих наречий и личин.
А те, кому язык их ведом, Кто знает и не скроет суть, Кто посмеется над запретом - Тот станет деревом в лесу.
* * * Кривая линия холма Заговорит и разгорится, И все земное изумится: Какая всех скрывала тьма! Какой позор покрыл поля, Скрыл города и государства, И тех, кто жил и размножался, Пока терпела их земля.
* * * Дорога. Камень при дороге - Чтоб споткнуться и вернуться.
Дерево на перепутье - Чтобы с мыслями собраться.
Дом, пропавший за холмом, - Чтоб однажды оглянуться,
Чтобы помнить обо всем И назад не возвращаться.
* * * Эх, морозец! Выйду утром - Крыша в сучьях ледяных. Окна сизым перламутром За ночь все застеклены.
Замело мою избушку. Занесло мое крыльцо. А в избушке я да Пушкин Ждем заветных бубенцов.
Выбегаем на дорогу, Ждем тебя издалека, Незнакомую немного, Неприступную слегка.
* * * От Луки до Иоанна Путь не близкий и не дальний - Три деревни да погост.
Ни один купец проезжий Не тревожил жизни здешней, Ни один заморский гость.
Пара перьев да бумага, Домик на краю оврага В окружении берез.
Со страницы на страницу Вязь узорная теснится, Открывая в небылицах Даль, соленую от слез.
* * * Проживу – и не узнаю, Как в реке коней купают, Как сверкает, закипая, Под копытами вода, Как, из кожи вон взлетая, Кони крылья напрягают, Как рука изнемогает И кровавится узда.
Но живу – не умираю, Дни в работе коротаю. А работа непростая - Только истина проста. Ночью свечи зажигаю, Книги вечные читаю, Словно верю, словно знаю: Остальное – суета.
* * * Сложное – ложно. Простое – ничтожно. Что же, скажи, непреложно?
Время не тронет - Так ветром развеет. Что не умрет – омертвеет.
Так и живем, Наугад, без ответа - И пастухи, и поэты.
* * * Из коряги – посошок, Из коры – лукошко. Мы пойдем с тобой, дружок, Вместе по дорожке.
Будем шишки собирать И в лукошко складывать, И от радости плясать, И от горя плакать.
СЕМЬ ЧУДЕС
I Создатель дивный мира и молчания! Пока твое твердеет ремесло, Тяжелый хор окаменевших слов Удерживает своды мироздания.
Душа и плоть, твой замысел и плод, Труды твои не тронуты веками. Но день придет, и возродится тот, Чей не померк огонь, ушедший в камень.
II Ты в мир земной из милости явилась, И помрачился сумеречный разум. Замкнулось время, замерли светила По твоему капризу и приказу.
В тени садов, спадающих с небес, Немыслимы ни смерти, ни рождения, Ни колесницы, полные движения, Ни речи, обращенные к тебе.
III К неведомым владыкам обращен Холодный храм из мрамора и мрака, Слезами неразумных дев оплакан, Позором жен безумных освящен.
Но камень рукотворных алтарей Уже переплели иные корни, Уже над ним склоняются покорно Пророки мира и цари царей.
IV Удар огня, низвергнутый из тучи, Разнял вражду и возвестил закон. Стремительный олень и лев могучий Остановились в золоте колонн.
Над миром замер звездный полушар, И рук незримых видимые силы, Сменяющие гнев его на милость, Объяли землю, принимая дар.
V Посланники от мира и молчания, Святыни клятв и срезанных волос, – О них одних хранят воспоминания Светильники, роняющие воск.
Ни именем на камне, ни делами, Ни вечной скорбью безутешных лиц, - Не сокрушить ничьими голосами Бездонное безмолвие гробниц.
VI Последний день - безумие и праздник, Пальба и музыка, агония и визг! Огни воды, сверкающие разно, Фонтаны звезд, свисающие вниз!
О нагота, без меры и стыда, Врачующая тварей поднебесных От слепоты, сгоняющей в стада, От зрения, толкающего в бездны!
VII От ясных мыслей и простых трудов, От суесловия о предках и потомках В пустыни погребенных городов Ведет огонь, блуждающий в потемках.
Неверные прыжки рискованных теней Сопровождают каждое движенье, И чем неотвратимей приближенье, Тем смысл его тревожней и темней.
Кривая Лука, 1979 г.
ВЕЧЕРНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О МИМОТЕКУЩЕЙ ЖИЗНИ
Давно пора перечитать одну забытую тетрадь. Она полна стихотворений про жизнь и смерть, про тьму и свет. Ее писал безвестный гений, по-моему, в пятнадцать лет. Я сам когда-то был такой, но стал искать какой-то свой никем не слыханный язык (хотелось числиться поэтом и быть непонятым при этом). И вот – учу теперь азы того наивного искусства, когда строку диктует чувство. Пишу народные рассказы. Боюсь метафор, как проказы. Хотя охотно их прощаю друзьям и всем, кого читаю, особенно ночной порой. Я восхищаюсь их игрой стеклянных бус, смертельных трюков на стыке образов и звуков, их расстреноженной свободой на грани мудрости и моды. Так начинают, но потом так продолжать мешает что-то – какая-то не то зевота, не то забота о другом…
Тот мальчик, начиная жить, хотел вначале разрешить два-три вопроса бытия, включая собственное Я. Он был на правильном пути. Он мог дойти до самой сути и даже далее – до жути. Но жить – не поле перейти. Я не о том, что жизнь – загадка, что уровень ее порядка - удел детей, и то немногих. Я – о завалах на дорогах.
Вот детский сад, мой первый ад, вот – школа, вот – военкомат... Куда ни глянь – одно и то же, один и тот же путь вперед, и каждый день из тех, что прожит, похож на тот, что настает. И все течет, и мы течем, через овраги и пороги, солдаты, умники, пророки, нога к ноге, к плечу плечо... И надо же, в таком строю, ломая голову свою, к чему-то все-таки прийти годам примерно к тридцати…
Нет, он не гений, он другой, из тех, кто предпочел покой искусству драки рукопашной. Где он теперь и как – не спрашивай. Убит он был или прославлен, забыт, забит или затравлен – в конце концов, не в этом дело, не в том, что тело опустело, а в том, куда ушла душа. Оставь его. Не нам решать, что наша жизнь и смерти наши. И наши общие параши не нам придется убирать. А если это так, то что ж! Чем хуже, стало быть, тем лучше. Любая ложь чему-то учит, особенно святая ложь. Изо всего, что пахнет плохо, родится новая эпоха. А мы? А мы пока все те же: все те же крики на манеже, и тот же смех, и ужас тот – единый лоб, единый рот... Но что-то все-таки, но что-то встает из нас, как из болота, встает и голос подает, и спать ночами не дает…
ОДИН НЕСЧАСТНЫЙ ВЕК КОНЧАЛСЯ, ДРУГОЙ ЕЩЕ НЕ НАЧИНАЛСЯ...
КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).