Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня четверг, 03 апрел¤, 2025 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
Яндекс цитирования



   
« » 8, 2005 - ТЕРРИТОРИЯ ТЕКСТ

Созина Елена
Урал значит камень

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ЗА УРАЛОМ?

...я нарочно опустил занавеску на окне,
чтобы не видеть всей этой азиатчины.
А.П.Чехов о Екатеринбурге, 1890


    Отвечая на этот, казалось бы, вполне академичный вопрос, доктор филологических наук, профессор Уральского университета Елена Константиновна Созина позволила себе быть не вполне академичной:
    Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли – за Уралом?.. А в Донецке вам каково – не жмет?
    Вопросы тривиальные и смешные, на которые непонятно что отвечать, потому что ответ разумеется сам собой по принципу бинарной оппозиции – и отстаньте.
    Редакция журнала выразила желание опубликовать ряд материалов с далекого и дикого Урала, где, как известно, по улицам ходят бурые медведи (потому что белые бродят по Сибири). Мне кажется, они любопытны.
    Начнем с того, что все ниже следующие авторы живут в г.Екатеринбурге, ранее именовавшемся г. Свердловском, а еще раньше – так, как ныне. Екатеринбург – город вполне индустриальный, на «бейджике» у него значится: «опорный край державы» (срабатывает принцип метонимии). Много заводов и мало воздуху, что замечает обычно каждый, кто приезжает сюда. Правда, много институтов, как теперь принято их называть – «университетов» и «академий», есть два Союза писателей, кой-какие, по-моему не самые плохие, поэты, рок-музыканты, физики и прочие, среди которых попадаются люди иных профессий. Если кому-то понадобятся цифры – их можно найти в Интернете. Что же еще? Да в общем, ничего. Остальное – как у всех людей. Читай-ка лучше тексты, идущие далее, читатель.

Из книги М.П.Никулиной «Камень. Гора. Пещера» (Екатеринбург, 2002):

    Уральский способ жить существует, и определяет его именно отношение к земле: признание ее всеопределяющего главенства и одновременное осознание себя как бы ее частью, что делает невозможным отторжение от земли и разлучение с нею. Так, совершенно уральским было поведение хитников, всегда полагавших добычу самоцветов своим природным правом и уж никак не воровством

    У людей, работающих в горе, в самом прямом смысле слова, своя точка зрения на мир: мы под Богом ходим, они – под землей. Поэтому бастующие шахтеры не рвутся в двери правительственных зданий, но стучат касками о землю: ждет защиты.

    Примеров много. Есть откровенно романические сюжеты. Мамин-Сибиряк, бесконечно любивший Урал и его столицу, уехал, однако, в Петербург с любимой женщиной. В первом же письме оттуда сообщил сестре следующее: «Об Урале и Екатеринбурге не скучаю даже нисколько: я умер для них». И через год другое письмо: «Лиза, плачь, Маруся умирает. Бог меня наказывает».

    У нас уральцами признают только тех, кто отличился в этом – уральском – отношении к земле. Ермак – наш, потому что знал эту землю, иначе не нашел бы разом путь через Камень. Татищев – наш: он нашел это место, сердце Урала, центр заводов настоящих и будущих. Даже святой Симеон Верхотурский особенно чтим за то, что пришел сюда из Центральной России, но эта земля его остановила и удержала.

    У нас существует целая подземная география: чудские рудники, копи, следы добычи золота и камня… Стало быть, тысячи лет мы живем в горе, роемся в ней, в каменной гуще, в рудной пыли, в темноте… У нас «идти в гору» обозначает и вверх, и вниз, и вглубь, к свету и во тьму…

    Это для нас Урал – завод заводов и опорный край державы, но мы здесь живем недавно. Задолго до нас Урал был Камнем, Каменным хребтом и Каменным поясом. Есть Крыша Мира, есть Пуп Земли, а Урал – Камень.

    Древние мифы и предания являют Урал как единое каменное тело: пояс Нум-Торума, брошенный в топкую молодую землю; каменный мост, по которому бык проходит с севера на юг, не замочив копыта… И легендарные подземные хребты, железный, медный, гранитный, золотой и хрустальный, и огромные, уводящие в другие каменные страны, подземные пещерные пространства утверждают то же самое – единство и цельность Камня.

 ќћћ≈Ќ“ј–»»
≈сли ¬ы добавили коментарий, но он не отобразилс¤, то нажмите F5 (обновить станицу).

2007-03-27 10:40:08
Елена
Пермь
Текст Никтининой потрясает всесторонне...
Если не смогу в Перми найти ее книгу, будет очень грустно.

2007-03-14 19:52:31
Артём
Россия, Екатеринбург
Я сам живу на Урале, но признаться в стопроцентной и искренней любви к этой части света не могу - слишком уж тут всё хмуро, индустриально, угрюмо... Культурная жизнь у нас, конечно, есть, и таланты свои имеются, но всех их можно пересчитать - из литераторов ныне здравствующих - Ю.Кокошко, Казарин, Касимов, ну и, так сказать, Ройзман... Из прочих искусств - и того меньше...
Елена Константиновна, кстати, права в своём вопрошании, а вам там в Донецке не жмёт? Мы ведь очень мало о вас знаем... Ещё меньше, чем вы о нас, пожалуй...

, * , !
*
*
mailto:
HTTP://
*



  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration