Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня четверг, 18 апреля, 2024 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 8, 2005 - ТЕРРИТОРИЯ ТЕКСТ

Созина Елена
Урал значит камень

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ЗА УРАЛОМ?

...я нарочно опустил занавеску на окне,
чтобы не видеть всей этой азиатчины.
А.П.Чехов о Екатеринбурге, 1890


    Отвечая на этот, казалось бы, вполне академичный вопрос, доктор филологических наук, профессор Уральского университета Елена Константиновна Созина позволила себе быть не вполне академичной:
    Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли – за Уралом?.. А в Донецке вам каково – не жмет?
    Вопросы тривиальные и смешные, на которые непонятно что отвечать, потому что ответ разумеется сам собой по принципу бинарной оппозиции – и отстаньте.
    Редакция журнала выразила желание опубликовать ряд материалов с далекого и дикого Урала, где, как известно, по улицам ходят бурые медведи (потому что белые бродят по Сибири). Мне кажется, они любопытны.
    Начнем с того, что все ниже следующие авторы живут в г.Екатеринбурге, ранее именовавшемся г. Свердловском, а еще раньше – так, как ныне. Екатеринбург – город вполне индустриальный, на «бейджике» у него значится: «опорный край державы» (срабатывает принцип метонимии). Много заводов и мало воздуху, что замечает обычно каждый, кто приезжает сюда. Правда, много институтов, как теперь принято их называть – «университетов» и «академий», есть два Союза писателей, кой-какие, по-моему не самые плохие, поэты, рок-музыканты, физики и прочие, среди которых попадаются люди иных профессий. Если кому-то понадобятся цифры – их можно найти в Интернете. Что же еще? Да в общем, ничего. Остальное – как у всех людей. Читай-ка лучше тексты, идущие далее, читатель.

Из книги М.П.Никулиной «Камень. Гора. Пещера» (Екатеринбург, 2002):

    Уральский способ жить существует, и определяет его именно отношение к земле: признание ее всеопределяющего главенства и одновременное осознание себя как бы ее частью, что делает невозможным отторжение от земли и разлучение с нею. Так, совершенно уральским было поведение хитников, всегда полагавших добычу самоцветов своим природным правом и уж никак не воровством

    У людей, работающих в горе, в самом прямом смысле слова, своя точка зрения на мир: мы под Богом ходим, они – под землей. Поэтому бастующие шахтеры не рвутся в двери правительственных зданий, но стучат касками о землю: ждет защиты.

    Примеров много. Есть откровенно романические сюжеты. Мамин-Сибиряк, бесконечно любивший Урал и его столицу, уехал, однако, в Петербург с любимой женщиной. В первом же письме оттуда сообщил сестре следующее: «Об Урале и Екатеринбурге не скучаю даже нисколько: я умер для них». И через год другое письмо: «Лиза, плачь, Маруся умирает. Бог меня наказывает».

    У нас уральцами признают только тех, кто отличился в этом – уральском – отношении к земле. Ермак – наш, потому что знал эту землю, иначе не нашел бы разом путь через Камень. Татищев – наш: он нашел это место, сердце Урала, центр заводов настоящих и будущих. Даже святой Симеон Верхотурский особенно чтим за то, что пришел сюда из Центральной России, но эта земля его остановила и удержала.

    У нас существует целая подземная география: чудские рудники, копи, следы добычи золота и камня… Стало быть, тысячи лет мы живем в горе, роемся в ней, в каменной гуще, в рудной пыли, в темноте… У нас «идти в гору» обозначает и вверх, и вниз, и вглубь, к свету и во тьму…

    Это для нас Урал – завод заводов и опорный край державы, но мы здесь живем недавно. Задолго до нас Урал был Камнем, Каменным хребтом и Каменным поясом. Есть Крыша Мира, есть Пуп Земли, а Урал – Камень.

    Древние мифы и предания являют Урал как единое каменное тело: пояс Нум-Торума, брошенный в топкую молодую землю; каменный мост, по которому бык проходит с севера на юг, не замочив копыта… И легендарные подземные хребты, железный, медный, гранитный, золотой и хрустальный, и огромные, уводящие в другие каменные страны, подземные пещерные пространства утверждают то же самое – единство и цельность Камня.

КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

2007-03-27 10:40:08
Елена
Пермь
Текст Никтининой потрясает всесторонне...
Если не смогу в Перми найти ее книгу, будет очень грустно.

2007-03-14 19:52:31
Артём
Россия, Екатеринбург
Я сам живу на Урале, но признаться в стопроцентной и искренней любви к этой части света не могу - слишком уж тут всё хмуро, индустриально, угрюмо... Культурная жизнь у нас, конечно, есть, и таланты свои имеются, но всех их можно пересчитать - из литераторов ныне здравствующих - Ю.Кокошко, Казарин, Касимов, ну и, так сказать, Ройзман... Из прочих искусств - и того меньше...
Елена Константиновна, кстати, права в своём вопрошании, а вам там в Донецке не жмёт? Мы ведь очень мало о вас знаем... Ещё меньше, чем вы о нас, пожалуй...

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration