Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня среда, 06 ноября, 2024 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 7, 2005 - В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

Петрова Элина
Украина
ДОНЕЦК

Снимается кино

Сергей Шаталов. Ad libitum.
Свободные стихи и переводы. – Донецк: Норд-пресс, 2004.


    Что за искушающее подношение сия книжечка: искусно оформленная, сдобренная «концертной программкой» (даже содержание столь образно, что можно импровизировать, составляя верлибры из произвольно подчёркнутых названий) и виртуозными пассажами преданного «конферансье» (предисловие и послесловие О.Завязкина). Однако последуем же к партитуре, то бишь сердцевине книги – винилу/ вину ли/ вине сердца, если хотите: «ad libitum» - играть свободно.
    Играть свободно – это даже не парить, а легко «оказываться» там, где нет места логическим построениям и умышленному синтаксису столь почитаемых «поэтических технологий», порой так же уместных, как инкрустированные доспехи в воздухоплавании. «Angels fly because they take themselves lightly»*. Как свобода не поддаётся определению, так и пространство подобных текстов слишком медитативно и сакрально, чтобы быть препарированным в литературоведческих координатах. Я не всегда попадаю в стихи Сергея Шаталова – эти джазовые коаны и «другие, более смутные образы», воспринимаемые где-то на грани не-ума и периферического света от лунной дорожки или не начатой гениальной симфонии на берегу большой воды.
    «Ползая без любви по ковру той комнаты», той опустевшей комнаты без фотографий и с заложенной кирпичами дверью, человек отказывается то от воздуха, то от вечернего чая, а Актёр до последнего вдоха обнимает свою роль, срываясь в какофонию «погрома одиноких предметов и лестниц». Впрочем, это о земном ad libitum (дальше ноты из саундтрэков к Питеру Гринуэю?), а что до того, полюбившегося мне медитативного, то порой и Басё бы растрогался:

***
«Время перемерил
песочными часами…

Какая поздняя осень
в этом году».

***
«С двумя горстями
любимых ракушек

уеду из этого города».


    Злые вы - уедет он от нас ;-), и будет снова «едва замечен» в герметической chiaroscuro** итальянской поэтики: «О как свободен ветер, что лепит тела» и «световой оттиск случайной жизни»… Пограничную заставу между собственными стихами автора и переводами итальянцев можно миновать, оставив практически незамеченной. Мягкое скольжение шин предутренних призраков-велосипедистов застывает меланхолическим этюдом на подрамнике Дж. Де Кирико, а, к примеру, строфа Патриции Вальдуги неожиданно обращается к вечно снимающему Кино и попадающему в собственный объектив Шаталову:

                            «Словно в немыслимом кино
                            Вижу тебя совсем одного,
                            Танцующего в своём безумии,
                            Среди знающих и понимающих,
                            И не умеющих повернуться туда,
                            Где ты ещё ЕСТЬ».


    Вижу тебя совсем одного… и не решаюсь спросить: «О – цифра или буква»***, фестский диск или абрис неразделённой Луны в напеве бедуина? Может, другие подскажут?...


* «Ангелы летают, потому что не преисполнены собственной значимостью» (Честертон).
** Светотень (итал.).
*** Андрей Битов, «Преподаватель симметрии». Помните этот чудный рассказ об «упавшем с Луны» Гумми?... И тут же, в потоке свободных ассоциаций, несколько об ином: «to cry for the moon» - желать невозможного, не приемля то ли реальности… то ли её эрзацев.



КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration