Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"
Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика.
Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея.
Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.
Голосую за Оксану Кузьмину и Тетяну Дерюгу. За
философский напев и задумчивую грусть (Александр Дегтярев, Мариуполь).
Лично мне в первую очередь хотелось бы ближе рассмотреть
М.Ракивненко, во вторую – Т.Дерюгу, и в третью (через внутреннее сопротивление)
– О.Кузьмину (Александр Товберг, Красноармейск).
Оценивать чужое, когда в своем-то не вполне уверен…
Может быть, так? Забудь, что пишешь сам. Забудь, что прочитана тьма-тьмущая
стихов (а действительно, сколько это будет в километрах за сорок-то лет
с гаком?) Вообрази, что оказался в голой – даже снег вчерашним ветром посодрало
– местности. Низкое, чересчур низкое небо. Костерок, не столько греющий,
сколько поддерживающий в тебе иллюзорную надежду, дескать, где-нибудь и
когда-нибудь согреешься… Признаться, жутковато… Сейчас почитать бы!..
Достаешь из-за пазухи как раз стр. 242-245 из «ДП-5»… «Попрощайся со мной, середина земли, мне уже не вернуться…» Выдергиваешь строчку за строчкой все двенадцать. Произносишь по отдельности (хотя это не по правилам безбожно затянувшейся нашей игры), вслушиваешься: строка остается строкою, даже заканчивается – в тексте – запятой. Тема, конечно, старая, избитая, как… жизнь. С темы-идеи взятки гладки. И к тому же – приглядись (пока дышит на ладан твой костерок): корявость проступает вот тут и вот тут тоже… Да черт с нею, с корявостью! Она ведь не от ума – от души этой самой, которая никогда со словами не совпадает: то больше их, то меньше, то вообще с ними не в ладах. То недоговорит, то недомолчит…
«Попрощайся со мной, середина земли, мне уже не вернуться…» ОКСАНА КУЗЬМИНА… «Попрощайся, как враг, чтобы вышло добро, как недавнее чудо…» От добра добра не ищут, - прописано и принято за истину. Да ведь понимание, что это и было твое добро и даже чудо, приходит слишком поздно. Когда только и остается, что написать стихи… в башкирской степи, чтобы их прочитали в степи кривоторецкой (сколько это в километрах будет?)… (Вячеслав Пасенюк, Новгородское).
«Какое, милые, у нас тысячелетье..?»
Оксана Кузьмина – «история маленькой дамы».
Позиционирует себя как даму. Маленькую такую даму.
Вертинский: «Послушайте, маленький, можно мне вас немножко любить…»
Космичность – комична: город – в галактике. Я не
понимаю. Город – он в стране, на Земле. Галактика – это другие категории,
масштабы.
Маленькая дама в галактике.
Упс.
Диана Веллс
Претенциозный словарик.
Достаточно только Необозримого с большой буквы. А тут еще и «всепознанье». И «бесконечность» – понятное дело.
«Каприз» – как это по-дамски! Превратиться в облако
или радугу – как это по-девичьи.
Несколько лет «жюрила» на конкурсах молодых поэтов.
Девушки там через одну превращались в облако, радугу или летали.
Заземлиться бы…
Марина Ракивненко
Сумасшедшие зори, космос и неясный зов…
Сто лет прошло – как не бывало. А неясные зовы
все еще стонут.
Почитали бы, что ли, пародии Владимира Соловьева
на символистов и иже с ними.
Ольга Русакова
Ну, откуда строки растут, видно по ритмике…
Виктория Савенкова
«Потому что хочешь учиться, но будешь учить» –
это точно, безнадежно-точно.
Готова смириться даже с салонным «бродери» – героиня
все-таки учительница и может знать эту вышивку хотя бы по бессмертной русской
классике.
Голосую – здесь архаичность лексики оправдана архаичностью
героини.
Девочки, давайте будем людьми! А не маленькими
дамами в браслетах печали и шалях тоски, плавающими в Необорзимом, простите,
в Необозримом.
Наталья Хаткина (Донецк)
Оксана Кузьмина
Очень трудно искать смысл в очевидной невнятице,
не подтвержденной никакой творческой задачей. «...изменившись до глаз...»
- то есть как это? Сверху, от макушки или снизу от пяты? «...с неизменного
выше...» - уже просто в стиле «пейте соков натуральных, укрепляет грудь
и плеч!» И совершенно непонятно, кто же адресат (читай: лирический герой)
сих строчек. Город или все же некий человек? С кем и зачем автор выясняет
отношения? А, впрочем, это никому не интересно, потому что рассказано «необязательными»,
не сопрягающимися меж собой словами.
Диана Веллс
Очень симпатичный поэтический этюд на вечную тему:
«...если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». С этого можно
начинать свой путь в пространственные поэтические миры. И попробовать там
не заблудиться.
Марина Ракивненко
Было бы странным вдруг узнать, что автор не читал
переводы из «Цыганских романсеро» великого Лорки. Наверное, все же читал.
Вот и аукнулось. Настойчивые атональные созвучия в конце строк, заменившие
традиционную рифму, кажутся случайными и неоправданными. И тем не менее,
просто-таки хороша последняя строфа.
Ольга Русакова
Очень хочется надеяться, что автору нет еще и семнадцати
лет. Такая ритмически организованная эмоциональная непосредственность –
очень характерна для этого возраста. Опыт первого поцелуя, явно неожиданного
и почти насильственного, вполне достойно воплотился в рваных и задыхающихся
строчках. Хочется только уточнить смысл и поставить запятую после слова
«опорочит». В противном случае смысл будет обратный сказанном
у. Автор,
может быть, и не хотела, но выступила против мужского сексизма в разрезе
самых актуальных гендерных проблем.
Виктория Савенкова
Тут и сказать нечего, кроме того, что перед нами
вполне оригинальное поэтическое произведение. Можно было бы поздравить
автора с победой, но любое стихотворение, как говаривал еще Александр Сергеич,
это не целковый, и посему не обязан всем нравиться. Лично я голосую за
Викторию Савенкову. И надеюсь, что сей удачный текст в контексте ее творчества
– не случаен.
Тетяна Дерюга
Если это конкурс, то Тетяна Дерюга вполне достойна
второго места. Дуже гарний кольоровий малюнок! Хоч «браслет смутку» вважаеться
менi зайвим.
Лидия Григорьева (Лондон, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
О средиземье, вселенских красивостях,
неясном зове, зеленой кошке и прочем
Оксана Кузьмина
Мало, чтобы иметь представление. Т.е., как-то неясно:
попытка ли многозначительности, или – хорошее, из подвздошной ямки. Рифма
хромает, слабенькая. «Средиземье» - подошло бы больше, хотя – уже занято.
А «...середина земли, мне уже не вернуться» - жюльверновское.
Диана Веллс
«Магический кристалл», «гений», «звёзды». Всё-таки
– слишком много Космоса, Вселенских Красивостей – из альбома читающей девушки.
Единственное, достаточное и необходимое, условие для работы с таким Величием
– наличие очень сильного таланта. Каковое – не у всех. Сожалею. Обилие
Грандиозных Воспаряний превращает Диану-охотницу за фонемами в провинциальную
Диану-дичь, жертву – облого, озорного стозевного, с тризевной и лайяйюща
– Дивана Пьяншеля.
Марина Ракивенко
Слабые рифмы: заставляют напрячься – чтобы быть
объективным. Описание восхода и заката – необходимый экзерсис для наращивания
литературного мускула. О.к. Но концовка…: «...и какой-то неясный зов...»
(это, надо понимать, в ночное время, между закатом и восходом, - не в энурезе
ли дело?)... Марина, тёзкой быть – обязывает: ну опишите, что ли, эту красивость,
раз взялись!
Ольга Русакова
С одной стороны – интересный – для домашнего психоаналитического расследования – текст. С другой – чепушища... И это: «Губы сжала – поцелуя испугалась. / Побежала, побежала – встала – отдышалась». Я не очень филолог, разрешено, наверное, и так. Но, всё же, думаю, лучше: «Полежала, полежала – встала» (или: «Побежала, побежала... – остановилась»). Неважно. Может, в куртуазные маньеристы записать?
Виктория Савенкова
Ничего эротика. Хотел дальше: «...а может, не отталкивает
потому, что – читает мужчина? Нажимается – автоматически – некая кнопочка-пипочка
и – пикантно, и волнительно: чёрно-белые срамные снимки из-под полы: раскадровка
«школьных училок в очках» - для мастурбирующего отличника-спортсмена, сдавателя
Ленинского зачёта конца 60-х». А потом подумал: этот мужчина, бывший отличник,
читает текст, а не – учительницу Марью Иванну. Значит, - умеет В.Савенкова...
Что-либо более определённое сказать трудно: ведь не мазок берём. Материала
не хватает. Рифмы – хромают. У Мандельштама, правда, тоже. Ну так он –
нарочно.
Тетяна Дерюга
«на терасі стояла спиною до всього зелена кішка». Непогано. Тут щось є. Як тільки бути – з терасою? Наприклад, в 20-річного Бродського: «Я памятник воздвиг себе иной / К та-та-та-та отечеству спиной». Там теж: майже - «до всього спиною», до всього оточення, але – як художній прийом. Жодної тераси перед очима. Бо, інакше, кішка буде – персонаж Керролла, з ілюстраціями Ешера.
Щодо: «сумно здригалися плечі»... В 91-му в мого
кота, з китайсько-російським ім’ям Ли-Шай, теж сумно здригалися плечі –
від сказу. Й місяця небіжчик не прожив – якась тварюка вкусила. Пані Тетяно,
якщо дорогу Вам – тьфу-тьфу-тьфу – зненацька перетне зелена кішка, що в
неї здригаються плечі, - втікайте з цього місця! І навіть в думках не повертайтесь.
Ну і – таке інше.
А от метареалістів (метаметафорістів ) 80-х переспівувати
треба, мені здається, більш підготовленою.
З повагою до всіх, кого турбують вправи із словом
і хто не боїться незлої тихої рецензії.
Щиро.
Д.Ф. (Кёльн, ГЕРМАНИЯ)
Аргентина – Ямайка 5:0,
или Об одном старом различии
Изнанкой называется описание шуточным и даже низким
слогом тех происшествий, кои прежде по важности своей описаны были слогом
высоким…
Ю.Н.Тынянов
И представил я себе круг девятый рулетки поэтической
с изнанки. Интересно же!
(Да простят мне это хранители высокого слога).
Изнанка первая (Оксана Кузьмина)
НЕМНОГО ЛИШНЕГО
…Я пойму, я пойму: каждый город не ты, он в галактике
лишний.
Не люблю без средины – земли и телеги – без скрипа.
Недостаток причин неизбежен, но будет все так же
нелишним
Пресекать на корню всё, что больше причин неотложного
типа.
Изнанка вторая (Диана Веллс)
BEST НАЗВАНИЯ
Кто решил, что звезда я и падаю, -
Был не мудрец, без сомненья.
Растворяюсь кофейно
В капризе круиза,
И метаморфозы –
Мой любимый конек:
То лучами кристалла
Слегка щекочу гениальные крылья,
А позже опять,
Изобилуя позами,
Поиграю в прятки
С астрономами.
Изнанка третья (Марина Ракивненко)
МАХАН *
На закате гасили коня,
Будто красного петуха.
На восходе, звон стали уняв,
Если махан.
А еще была ночи копоть.
Ну так Азия ведь, не Европа.
Изнанка четвертая (Ольга Русакова)
ВНАЧАЛЕ БЫЛО
Поцеловал, и поцелуя жала
Испугалась, словно ятагана.
Отдышалась, перед этим встала,
Но вначале все же побежала.
Изнанка пятая (Виктория Савенкова)
DANCE MACABRE
И по ту сторону танца смерти не прекращается поиск
истины.
Изнанки попросту нет, с любой стороны всегда лицом
к лицу.
Изнанка шестая (Тетяна Дерюга)
ПОЮЩИЙ МОТИВ (русифицированная версия)
Хриплый мотив, распевающий голосом Марли.
Кошка, спиной ко всему, вся в браслетах тревоги.
Рифы без рифмы, а в рифах, возможно зеленевый,
карлик,
Чьи содрогаются плечи печально и ноги.
С уважением – Александр Савенков (Донецк),
всего лишь однофамилец (не для интриганов, конечно).
Cамыми удачными мне показались стихи О.Кузьминой
из Уфы – как наименее «дамские». Вместо филологического комментария к текстам
конкурсантов – несколько цитаток из Ремизова: «...сколько ни проигрывай в рулетку, «Преступления и наказания» не сочинишь!
/.../ Гоголь, когда писал, не думал, будет ли это кому угодно и приятно,
перед его глазами один образ – Пушкин. Когда бы и для нас, на нашем диком
поле, так чувствительна была эта совесть! /.../ Надобна непрерывная словесная
работа уметь найти в себе слова и точно именовать мысли: в именах тайна
и магия. Без слова – дикое поле, и звери ведь не без думы. Чувство «поэзии»
на диком поле не ночевало».
В «Диком поле», как раз, поэзия водится – сборник
Хаткиной тому убедительное свидетельство – но по поводу стихов в «рулетку»
хочется спросить: «А нет ли там чего-нибудь другого, где не употребляется
слово «вечность»?» Остаюсь с надеждой на явление гения в «рулетке» –
Татьяна Пахарева (Киев)
КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).