Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"
Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика.
Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея.
Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.
Документальный фильм о русском писателе Евгении Николаевиче Чирикове (1864 – 1932)
Создатели фильма:
Автор программы – Елена Кузнецова;
Оператор – Антон Калмыков;
Звукорежиссер – Константин Ежов;
Работа с фотографиями – Илья Бубис.
Над программой работали:
Алевтина Беспалова, Игорь Драч,
Надежда Байкова, Андрей Малов.
Государственная телерадиокомпания
«Нижний Новгород», 1995.
В 1995 г. Государственная телекомпания «Нижний
Новгород» в цикле «Судьбы нижегородские» показала документальный фильм
«Е.Н.Чириков».
Имя, а тем более творчество популярнейшего в начале
века писателя Евгения Николаевича Чирикова (1864 – 1932), к сожалению,
известно сейчас лишь специалистам. Причиной этого послужило открытое выступление
Чирикова против большевиков, которых он считал авантюристами и преступниками,
и против Ленина, которого он называл «великим провокатором». Ленин, близко
знавший Чирикова еще по Самаре и по Казанскому университету, где Чириков
был одним из руководителей студенческой сходки 1887 года, рекомендовал
писателю покинуть родину. Так в 1920 году Чириков и его имя были изгнаны
из России, а его произведения исчезли с полок библиотек и книжных магазинов.
После казанской студенческой сходки в 1887 г. Чириков считался политически неблагонадёжным и вынужден был скитаться по разным провинциальным городам. В Нижнем Новгороде Е.Н.Чириков оказывался несколько раз. Его привлекала природа Волги, своеобразие волжских типов, прошлое великой русской реки, где немало сказочного и удивительного. Чистые истоки народности питали сердце Чирикова, и он признавался, что всего дороже ему русская глубинка, а не европейские «образцовые» столицы. Поэтому вполне логично создание фильма о Е.Н.Чирикове телекомпанией «Нижний Новгород».
Автор – Елена Кузнецова – использовала в своем
фильме многочисленные архивные материалы, которые хранятся у живущей в
Нижнем Новгороде внучки писателя – Валентины Георгиевны Чириковой. А в
2005 г. фрагменты этого фильма были показаны внуком писателя – Е.Е.Чириковым
на Форуме русистов в Крыму, по случаю 140-ой годовщины со дня рождения
писателя.
Е.Ч.
Литературная проекция
1925-й год. В багаже пожилой супружеской четы, покидающей Италию, таможенники
обнаружили весьма странные предметы: сучки, мох, куски коры и дерева. В
паспорте, предъявленном на таможне, значилось: г-н Чириков Евгений Николаевич,
место жительства – Прага.
Евгений Чириков – русский писатель, уже пять лет
живущий с семьей в эмиграции. Из этих причудливых предметов, так изумивших
видавших виды чиновников, он мастерил панораму родных волжских берегов:
городок с белыми колокольнями и синими куполами и модели волжских колесных
пароходов.
Начало века, Россия, 1900-е годы. Внимание артистической и литературной Москвы привлечено к кружку под названием «Среда», объединившему видных русских писателей.
В конце 1902 года была сфотографирована группа из семи человек: Горький,
Скиталец, Бунин, Андреев, Телешов, Чириков и Шаляпин. Cнимки разошлись
по всему миру. Не было, кажется, такого журнала, в котором бы не появились
эти репродукции. Это было как бы представление читателям авторского коллектива
зарождавшегося тогда издательства «Знание».
Это фрагмент из книги Николая Телешова, где и опубликована
фотография. Но… речь идет о группе из семи человек, а на снимке – только
шесть. Ошибка? Нет. Фамилия седьмого звучит в тексте – Чириков. Но в изданиях
советского времени фигура писателя, стоящего у шторы, пропала – осталась
только штора.
В 1948 году, когда дочь Чирикова, Валентина Евгеньевна,
вернулась на родину, Телешов признался, что ему очень не хватало Евгения
Николаевича. Но такие были времена: люди исчезали не только с фотографий,
но и из жизни.
Так, имя эмигранта-писателя Евгения Чирикова пропало
из истории русской литературы – да и памяти народной.
Валентина Григорьевна Чирикова, внучка писателя, показывает фотографии:
- Это после свадьбы. Евгений Николаевич женился
на Валентине Григорьевне Григорьевой, которая только окончила казанскую
гимназию. Ей было всего 17 лет.
«Какая это радость – чувствовать жизнь и не знать,
не думать, зачем живешь на свете, зачем растут черемуха и сирень, зачем
они цветут и кружат голову своим сладким ароматом. Через три дня экзамены
по истории и географии. Так прекрасна в весеннем наряде земля и так невыразимо
скучна география. Амстердам, Лейден… Никогда не был в этих городах. Амстердам-дам-дам…
О, Господи…»
1887-й год. Университетские экзамены за четвертый курс были еще впереди,
а жизнь Казанского университета была взорвана студенческими волнениями.
Они вошли в историю России, связанные с именем Владимира Ульянова. Однако
его имя стояло в самом конце списка исключенных из университета. Евгений
Чириков был арестован в числе главных зачинщиков, а фамилия его подчеркнута
жирной чертой. Местом ссылки был назначен Нижний Новгород.
Уже в эмиграции Чириков вспоминал:
«Народническая революционность словно носилась
тогда в воздухе, нелегально отпечатанные тогда народнические брошюрки,
стихи на революционные темы, отчеты о политических процессах приковывали
наше внимание, фантазию, ум и чувства к революционному движению и его героям
и героиням».
В облике такого романтического героя Евгений Чириков
и появился в Нижнем. Ему шел 23-й год.
Из воспоминаний Чирикова:
«Я приехал в Нижний уже в роли известного героя
казанских событий и автора «Оды императору». Принятый в семью литератора
Каронина, быстро перезнакомился с другими писателями, общественными деятелями
и всей революционной интеллигенцией. Целую неделю ходил в гости, где меня
баловали исключительным вниманием. Денег у меня пока ни копейки, но это
перед деньгами. Вдруг глубокой ночью, под Крещение, обыск по всей квартире
Карониных и мой арест…»
Из автобиографической трилогии «Жизнь Тарханова»:
«Уже светало, когда я в сопровождении усатого жандарма
ехал в место своего продолжительного успокоения. Грустным взором я окидывал
знакомые пустынные еще улицы спящего города и мысленно прощался с особенно
памятными местами. В предрассветных сумерках угрюмо высились тяжелые стены
и башни тюрьмы, загремел тяжелый засов и заскрипели железные ворота…»
В 1887 году в камере Нижегородского острога Евгений Чириков пишет дневник
и делает первые литературные шаги.
«Какая темная ночь! Насторожилась и прислушивается
к перезвону колоколов. И небеса притихли, и звезды задумались.
Что-то знают
земля и небо, чего не знаем и никогда не узнаем мы, люди. Смотрю в синюю
глубь неба с задумчивыми звездами, прислушиваюсь к плавающим в тишине звонам
колоколов, и душа наполняется каким-то благоговейным трепетом. И ясно чувствуешь
какую-то великую тайну между землей и небом. Нет, не может быть, чтобы
не было Бога…»
Через два с половиной месяца за недостатком улик Чирикова освободили и
отдали под надзор полиции с запретом жить во всех крупных городах. Теперь
его путь лежал в Царицын.
1896-й год. Нижний Новгород готовится к Всероссийской промышленной и художественной
выставке.
8 мая в Нижний с труппой Русской частной оперы
приезжает Шаляпин.
Материалы для «Нижегородского листка» и «Одесских
новостей» поставляет Максим Горький. Корреспондентом «Нижегородского листка»
приглашен и Евгений Чириков.
Нижнему Новгороду суждено еще не раз стать местом
пересечения их судеб.
Фотография того времени: Горький, Пешкова, Шаляпин, Чириков. Сделана в
том же году, что и знаменитая фотография московской «Среды». Пока они вместе.
Пройдут годы, и жизнь разлучит их навсегда. Двоим дорога в Россию будет
закрыта, Горькому – возвращение на родную землю будет стоить слишком дорого…
Но пока – лето 1903 года. Пока – Нижний, Моховые
горы, где собирается молодая, веселая, дружная компания.
В.Г.Чирикова:
- Вот шутливая фотография – судя по деревянному
дому, это, наверное, на даче Малиновского: Горький и Шаляпин распиливают
Чирикова – за то, что он изменил принципам революции: из демократа превратился
вроде как в почитателя царя… Это после того, как Евгений Николаевич был
награжден орденом Святого Станислава Над этим много смеялись: революционер,
демократ – и награжден царским орденом.
Нижний Новгород, 1903-й год. М.Горький – Е.П.Пешковой:
«Не помню, писал ли я тебе о новой затее: организовать
товарищество для эксплуатации Народного дома как общедоступного театра.
Пай – 100 рублей. Я беру 5, ты – тоже. Федор – тоже. Станиславский – 5,
Чириков и Андреев – по 1».
Театральный сезон в Народном доме открывался «Царской
невестой». Началом спектакля были удары колокола: первый, второй, третий…
В этот вечер на сцене Народного дома читала стихи
г-жа Иолшина. Иолшина – это псевдоним. По мужу актриса была Чирикова.
В.Г.Чирикова показывает фотографии своей бабушки:
- Вот такая она была красавица… Окончила Московскую
драматическую филармонию, работала у Мейерхольда, потом в театре Комиссаржевской,
потом в Новом театре в Петербурге…
А на этой фотографии она после спектакля «Колдунья».
Кстати, в костюме, который ей подарил художник Билибин из своей коллекции
этнографичес-кой, которую он собирал: сарафан, кокошник, рубашка – все
это подлинно народная одежда… Здесь же Евгений Николаевич как автор спектакля.
Из письма Е.Н.Чирикова жене:
«Поздравляю тебя, мой дружок драгоценнейший, с
успехом и желаю тебе сделаться более счастливой на сцене, чем я в литературе.
Был вчера у Шаляпина. Приеду, видимо, к своим именинам.
Целую всех вас, Евгений».
Шаляпин в зените славы. За билетами на его спектакли
выстраиваются очереди.
«Милый Федор Иванович! Несколько провинциальных
интеллигентов, прибывших в Питер и никогда не слыхавших знаменитого певца
Шаляпина, просят оказать им протекцию, чтобы достать, т.е. купить, билеты
на «Фауста» с участием этого чудного певца.
Я говорил, что моя протекция значения не имеет
и решил просить тебя. Может быть, ты хорош с Федором Ивановичем и можешь
удовлетворить жажду просителя. Обращаюсь к тебе, если можешь, устрой.
Жму тебе руку, Евгений Чириков».
Чириков живет в Нижнем. Въезд в Москву ему закрыт. Чтобы повидаться с
Чеховым, он едет туда нелегально, смотрит все спектакли Художественного
театра.
«Я никогда не мог даже вообразить, чтобы театр
мог создавать такую иллюзию действительной жизни.
До театра были у Чехова, здесь все кружилось вокруг
театра – люди и разговоры. В театр отправились все вместе: Чехов, супруги
Горькие и мы с женой. Сидели в одной ложе. Ставили «Дядю Ваню», и мы проливали
слезы…»
Поездка в Москву закончилась арестом. И снова ссылка по месту постоянного
жительства, снова Нижний…
Чехов – Чирикову:
«Читал Вашу «Новую жизнь» и от души хохотал. Отличная
пьеса. Надо только переменить заглавие. Публика посмотрит пьесу и спросит:
«А где же новая жизнь?» Она не поймет, что вы это с иронией. Публика придирчива.
Надо давать такие заглавия, которые ни к чему не обязывают автора. Переделайте
название и посылайте Немировичу. Я пишу ему об этом».
Чириков назвал пьесу «Иван Мироныч». И с 1904 года
она с успехом шла на сцене Художественного театра.
Москва, 1905-й год.
«Милый друг Федор Иванович! Вера Ивановна, наверное,
уже говорила с тобой об участии в концерте, который нужен для большого
и хорошего дела. Федор Иванович, Федя, история с географией поставила всех
перед лицом нового освобождения русского народа, Собинов даже откликнулся.
Верю, что ты не можешь отказать в поддержке своим могучим талантом делу
освобождения».
«Лик революции, явленный в московском вооруженном восстании, окончательно
охладил мои чувства, вскормленные наследственным боготворением Великой
Французской революции. Я почувствовал, что все события как бы переломили
мою жизнь пополам, заставили меня оглянуться на свой пройденный путь, почувствовать
малоценность всей прежней революционной суеты и вернуться к вечному - душе
человеческой. Я начинаю чувствовать себя так, словно сейчас только получил
аттестат писательской зрелости. Художник побеждал общественника».
После революции 1905 года пути Чирикова и Горького
расходятся. Вместе с Куприным, Андреевым, Буниным Чириков уходит из «Знания».
Фотография лета 1909 года. Чириков проводит его в Финляндии, на Черной
речке. Рядом дача Леонида Андреева.
В том году Андреев уговорил Чирикова поехать в Северную Европу. В письме
домой Евгений Николаевич делится впечатлениями:
«Вчера приехали в Амстердам. Весь день дождь, синеватый
туман. Город большой, но тихий. Люди толстые, спокойные, и никто никуда
не торопится. Но странно: здесь всего больше смеются, глядя на нас. Вот
уже я купил новую шляпу, а всё смеются.
Как перенесусь в Россию, в наши города… Не мог
бы я жить за границей даже полгода. Как я люблю Россию… Только здесь это
можно почувс
твовать…»
Амстердам-дам-дам…
В.Г.Чирикова:
- 1914-й год, Евгений Николаевич служит в армии
корреспондентом. Где-то на территории сегодняшней Польши…
Нужно сказать, что добровольно ушла на фронт и
моя мама, Валентина Евгеньевна, сестрой милосердия… Сохранились письма,
где ее отговаривали – отец и мать: «Ты не представляешь себе, что такое
война, это не романтика, тебе придется выполнять самую грязную работу,
бинтовать, выносить нечистоты…» Но мама была храбрая, и как только закончила
гимназию (гимназию Кузьминых в Петербурге), отправилась на фронт.
11 февраля 1915 года.
«Милая Витусенька! Нелюшка подарила мне овальную
рамку для твоей карточки в белой косынке. Висит над моим письменным столом.
Грусти много о тебе. Все думаю: где ты, что ты… Крепко-крепко целую мою
чистую, милую голубку. Твоя мама».
«Милая моя Валеточка! Получили твое письмо, погрустили,
конечно. Мама по тебе поплакала. Последние известия ее встревожили. Смотри
помни, что я завещал тебе при отъезде. Ты уже теперь слышишь орудийную
канонаду. Как она на тебя действует? Погода у нас мокрая, тает, с крыш
капает, а ночью по трубам грохот – лед катится. Весна».
Февраль 17-го года принес надежду на переустройство российской жизни.
Демонстрации на улицах Петербурга, ликование, радостные лица.
В Петербурге, в доме на Церковной улице живет семья
Чириковых. Через несколько месяцев события в России перевернут их жизнь.
Октябрьской революции и большевистской власти писатель
Евгений Николаевич Чириков не принял. Из письма к сыну (5 января 1918 года):
«Я работаю, хотя газеты здесь то закрывают, то
открывают. Вообще, времена настали тяжелые, вроде Смутного времени Стеньки
Разина. Что то будет в Питере у нас…»
1918 год, Максим Горький:
«Я обязан с горечью признать: враги правы, большевизм
есть национальное несчастье, ибо грозит уничтожить русскую культуру, ставит
интеллигенцию в трагическое положение чужих в родной среде».
1920-й год. Вождь пролетарской революции Ульянов-Ленин велел передать писателю Евгению Чирикову, чтобы он уезжал из России.
«Я впервые почувствовал, что я, как щепка в море,
в этой исторической правде, что из нее никак не вылезешь, что в ее категориях
мне отведено историческое место, что ценность моей личности взвешивается
на исторических, а не на моральных весах. А для весов этих мои взгляды
и убеждения – ноль».
Первым городом в новой, эмигрантской жизни Евгения Чирикова стала София.
1921-й год, письмо дочери:
«Милая Валеточка! По твоему письму вижу, что тебе
живется тяжело. Понимаю. И моя мысль одна: соединиться с вами, собрать
осколки семьи, без которой я не умею жить».
Евгений Николаевич живет в квартире знакомого по Петербургу профессора.
Живет с сыном Георгием, которого случайно встретил на улицах Константинополя.
Со всеми остальными – разлука.
Дочери – Людмила и Валентина – в Александрии, куда
их смог вывезти из охваченного гражданской войной Крыма друг семьи художник
Иван Билибин.
Валентина Георгиевна живет в Петрограде и пытается
продать хоть что-то из имущества, чтобы собрать денег на отъезд.
Петроград, 1922-й год, письмо к мужу:
«Дорогой Женечка! Так хочу видеть тебя, Милочку,
Валечку, Гогу, что минутами мне делается невыносимо от тоски по вас. Сейчас
до 1-го мая не принимают никаких прошений о выезде. Говорят, Алексей Толстой
переезжает в Россию из Берлина. Ну, может быть, через год-два и мы переедем
в Россию. Благословляю вас всех, будьте здоровы и жизнерадостны».
Собрать семью Евгению Николаевичу Чирикову удалось лишь в конце 1922 года
во Вшенорах, небольшом местечке под Прагой.
Из воспоминаний Веры Андреевой, дочери писателя
Леонида Андреева:
«У Чириковых устраивались литературно-музыкальные
вечера. У радушных, хлебосольных Чириковых всегда кто-то бывал: самовар
у них кипел с утра до ночи, и за столом собиралось много веселого, молодого
народа, причем самым молодым и самым веселым был Евгений Николаевич. Он
умел замечательно рассказывать всякие случаи из своей прежней жизни на
Волге, пересыпая речь остроумными шутками…
В литературной части чириковских вечеров выступала
обыкновенно Марина Ивановна Цветаева с чтением своих стихов»…
Марина Цветаева – Людмиле Чириковой:
«Я вообще устала от земной жизни. Руки опускаются,
когда подумаешь, сколько еще предстоит вымытых и невымытых полов, хозяев,
кастрюль…
Ах, как мне было хорошо в России! Как я себя чувствовала
там человеком, и как здесь хуже последней собаки. У нее, пока лает, есть
право на конуру и сознание конуры. У меня – нет ничего. Это – шире крохотного
вопроса: комнаты. Это пахнет жизнью и судьбой».
В.Г.Чирикова:
- Марина Цветаева дружила и с моей мамой. У мамы
был сборник стихов «Ремесло» (издательство «Геликон», Москва-Берлин, 1923).
В нем надпись:
«Валентине Евгеньевне Чириковой, моей сестре в
больном, т.е. в единственно верном и вечном, эту, как говорят, радостную
книгу, а по мне – совсем не книгу. От всего сердца – Марина Цветаева. Прага,
15 октября 1923 года…»
Чириков – дочери:
«Дорогая Милушка! Время мчится с быстротою, а с
ним и жизнь наша. Шестой год скоро в изгнании, а конца не видать. Я что-то
теряю надежду вернуться к родным берегам и кончить земное странствие на
родной земле».
Как ни хлебосолен был чириковский дом во Вшенорах, а снился ночами дом
старый, петербургский, и Церковная улица, где тоже кипел самовар, где звучала
музыка и стихи, и Танечка Щепкина-Куперник изъяснялась в любви к милому
дому и его хозяевам: На петербургской стороне
Есть
дом приятный и уютный.
В
нем отдохнуть приятно мне
От
петербургской жизни смутной.
В
нем ярко бьется мысль живая,
В
нем слышен спор, в нем звонок смех.
Семьею
дружной созывая,
Он
съединить умеет всех.
Пусть
ум с весельем сочетая,
Сходиться
чаще будут в нем,
И
пусть мадонна пресвятая
Хранит
прелестный этот дом.
В революционном Петрограде этот дом Чириковых был
разобран на дрова.
В 1925 году попрощались со Вшенорами. Новым пристанищем Чириковых стал
дом в Праге, так называемый «профессорский дом».
В.Г.Чирикова:
- Эта фотография сделана после церковной службы
у того самого профессорского дома. Епископ Сергий – вот он в центре – со
своими прихожанами: с теми, кто составлял славу и гордость России и кого
она изгнала, и теми, кто родился уже в эмиграции и России никогда не видел.
Из воспоминаний профессора Николая Лосского:
«Потребность в общении привела к тому, что установился
обычай собираться еженедельно по пятницам, в 5 часов вечера. В хорошую
погоду собрания эти происходили в саду, под высокими раскидистыми деревьями,
в дурную погоду собрания переносились в зал ресторана. Мы беседовали о
самых различных вопросах, затем кто-либо читал краткий доклад, иногда прочитывалось
какое-либо новое, еще не напечатанное художественное произведение. Два
раза читал свои книги Евгений Николаевич Чириков».
Имя Чирикова популярно. Его произведения переводятся почти на все европейские
языки.
«Многоуважаемый г-н Чириков! Недавно мне на далекой
чужбине попался в руки Ваш рассказ «Цветы воспоминаний». Лишне, конечно,
сказать, какое чарующее впечатление он произвел на меня. Владея хорошо
французским и немецким, я задумала перевести отрывок «Королевна», на что
прошу Ваше любезное разрешение. С почтением к Вам, мадам Ромм. Вилла Норман,
Франция».
Из письма Евгения Николаевича к дочери:
«А ведь прекрасен Париж. Видно, вот я и не увижу
его в своей жизни. А впрочем, лучше увидать Россию, и ничего больше не
надо. Мечтаю поселиться в маленьком городке на Волге, ловить рыбу, стрелять
на перелете вальдшнепов и уток и вспоминать свою юность, сидеть на лавочке,
смотреть на закаты и вздыхать да слушать шум листвы, пароходные свистки,
всплеск весел. Жарко чтобы было. Хорошо…»
В.Г.Чирикова:
- Дедушка из Италии вез кусочки пробки, мха, коры…
По приезде в Чехию он смастерил панораму – полтора метра длиной и полметра
высотой, под стеклом. Она изображала Волгу, на берегу какой-то городок
– тут и церквушки были, и лабазы, даже несколько пароходиков плыло… И названия
он дал этим пароходам такие, какие были в то время: «Ольга», «Боярин»…
А на палубе были пассажиры: духовенство, интеллигенты, рабочие, матросы,
купцы и прочие – в общем, все русское население, по которому дедушка так
тосковал… И когда он умер, гроб поставили перед этим его произведением.
Как будто он на родину вернулся…
1928-й год. В Белграде проходит 1-й съезд русских и заграничных писателей
и журналистов, ставший крупным событием в жизни русской эмиграции.
Е.Н.Чириков – дочери Людмиле:
«Только что вернулся из Югославии. Произошло целое
событие. Прием изумительный, сказочный. Чествования, которым мы подверглись,
были столь шумны и торжественны, что я до сих пор не могу прийти в нормальное
состояние. И десять дней праздник, точно приехали короли дружественных
держав. Были на приеме и обеде у короля. Я вернулся кавалером Ордена Звезды,
каким награждаются далеко не многие генералы. Такой же орден получили Зайцев
и Куприн.
28-го числа здесь, в Праге, пышные торжества. На
чужих празднествах нам бывает тоскливо, больней чувствуется гибель родины». Полетел я кротким голубем,
А
тоска за мной – серым ястребом.
Полетел
я быстрым соколом,
А
тоска за мной – белым кречетом.
Какой
птицею обернуться мне,
Улететь-убежать
от тоски своей?
Все
дорожки-пути мной исхожены,
Глубина
всех морей мной измерена.
Куда
рвешься, душа, куда просишься?
Тесно
ей на земле, небо заперто.
Сказка-мистерия «Красота ненаглядная» была написана
в 1912 году под впечатлением светлой китежской легенды. Фотографии того
лета – озеро Светлояр.
В 1924 году «Красота ненаглядная» выйдет в Берлине с новым предисловием:
«Размах греха и покаяния, кощунства и религиозного подвига у русского
человека одинакова велики. И всегда за страшным падением следуют покаяние
и новый порыв к небесам. Именно это самое происходит в настоящий исторический
момент на нашей многострадальной родине.
Душа народная – море, всего бывает. Пройдет гроза
и буря, и море снова успокоится, и снова отразит Бога в своих тихих глубинах.
Куда рвешься, душа? Куда просишься?»
1928-й год, Прага. Из письма к дочери:
«Красота ненаглядная» будет иметь огромный успех в России после падения и преодоления большевизма. Это мое предсказание исполнится, вероятно, уже после моей смерти. Я думаю, что в освобожденной России я как писатель воскресну».
В.Г.Чирикова:
- Все, конечно, очень тосковали по родине. Дедушка
особенно. Старшее поколение жило, как на чемоданах. Они и ничем там не
обзаводились поэтому – им все казалось, что это временно…
В изгнании Евгений Чириков пишет роман «Зверь из бездны», где назовет
события гражданской войны «проклятыми годами адской бойни». Резкое неприятие
романа объединило критиков и в большевистской России, и в лагере белой
эмиграции. Позиция писателя не устраивала никого.
Прага, 1931-й год, письмо дочери:
«Конечно, много сюжетов может дать эмиграция. Но
не хочется и не можется шевелить и бередить наши язвы и наши страдания.
Толку мало, а боли – много».
В.Г.Чирикова:
- Одну из книг, которую дедушка маме посвятил,
в эмиграции уже, он подписал: «Потонувший колокол».
1931-й год. Чириковы отдыхают на курорте в Далмации.
«Привез машинку, много бумаги. Думал писать, но
солнце и вся обстановка навевают грусть воспоминаний о родине. Особенно
колокольные звоны, луговая река, стук топоров. Лежишь в саду, слушаешь
гомон птиц, колокол, звон топора, представляешь, как летят смолистые душистые
щепки и думаешь: не стоит писать, а надо просто чувствовать»...
«Вчера в 2 часа ночи умер в квартире Дейвицкого района один из величайших
русских писателей-эмигрантов Евгений Николаевич Чириков, автор большого
числа прекрасных романов, переведенных на чешский язык и постоянно переиздаваемых.
Умер в кругу семьи после продолжительной болезни в возрасте 68 лет».
В.Г.Чирикова:
- Похороны были устроены грандиозные… Панихиду
служили в нашем православном храме святого Николая, и оттуда, через Староместскую
площадь, через площадь Святого Вацлава, мимо музея шла огромная похоронная
процессия. Шли и гимназисты русской гимназии, и вся общественность, и писатели,
и, конечно, родные…
Его могила находится прямо около храма Успения
Богоматери, так что его легко найти. Правда, там не написано, что он писатель…
В то время считалось, что все знают, кто такой Чириков. Кстати, эту надпись
сделал старший сын – Евгений Евгеньевич.
Вокруг этой Успенской церкви находится большое
русское кладбище, там много известных людей похоронено…
Надпись на одном из крестов Ольшанского кладбища:
«Вечная память вам, отстрадавшим, России верные сыны».
В 1925 году, 22 ноября, был торжественно освящен вновь отстроенный храм
Успения Пресвятой Богородицы.
«В небе горели звезды, из-под горы выползал густой туман. Туман сгущался
и, смешиваясь с темнотой ночи, уносил легкие контуры крестьянских изб в
бездну. Только белая колокольня церкви плавала своим куполом, словно в
небесах, и, казалось, была совсем близкой к далеким звездам.
Колокол церковный, старый треснутый колокол, отбивая
часы, жалобно дребезжал, словно плакал, над соломенными крышами измученного
народа, каждый день засыпающего с мыслью: что Бог даст завтра…»
КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).