Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня понедельник, 14 октября, 2024 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 6, 2004 - ПИКТОРАЛЬ

Южелевский Михаил
Украина
МАКЕЕВКА

І дух, і думка, й почуття...

Про що віщує донецька берегиня ПОЛІНА ШАКАЛО



Полина ШАКАЛО. Яблоко раздора (автопортрет), 1999
Яблоко раздора (автопортрет), 1999

Полина ШАКАЛО. Корни, 1989
Корни, 1989

Полина ШАКАЛО. Воспоминания, 1994
Воспоминания, 1994

Надо уметь мыслить, чтобы понять это.
Николо Паганини.

– Воспоминание – что сон из прошлого - далёка:
Открыта настежь дверь.. Порог.. Закат..
За ожиданием сквозит печаль, тревога
И мысль о том, что я осталась жить..
Пришёл с «гражданской» - «мировой» - Отец..
Сутулый, бородатый.. И заглядывает в окно..
Терпение дрожит, скорбит.. Что оживает..
Нахлынет Божьим днём тепло и запах красок..
Бумаги лист – портреты рисовать.. Руками – руки..
Коней – в желании земном: всё одухотворять..
Та только в одиночестве.. Рисунок – жизнь..
«Да тільки наодинці ... Малюнок – це життя..»


Дека звенела чисто и ясно.. Звуки бешенным потоком рассыпались по верхней доске, а потом, неистово отражаясь от нижней, яростно неслись дальше, заполняя существующее вокруг инструмента пространство.. Беззабвенно светлая стремнина, странным образом воплощающая страсть и нежность, величие и мощь в единой жизнеутверждающей палитре..

– Всего четыре года мне – «Война!»
Ушли Отец и Брат. Вернулся
Один Отец. Стал инвалидом.
И только после – орден дали.
Я помню руки Брата и его рисунки.
Но кисточки остались.. «Рисовалки»..
И я живу, как будто бы наедине с собою..
И чувствую, что виновата перед всеми,
Кто навсегда остался на войне..



Полина Шакало – наша «донецька берегиня». Вона - єдиний у Донеччині митець, який на сьогодні здатний зробити повноцінну виставку творів з одних тематичних картин. Одна з небагатьох, хто чи не з жертовною наслідовністю всім своїм творчим життям – понад 40 років – відстоює цей нелегкий багатостраждальний жанр на виставкових теренах.*



Красками полнились полотна, начисто забивая белое и чёрное.. И при этом сияющие так звонко и радостно, словно, соединили в бесчисленных бликах ярчайшего света, явившегося неведомо откуда, не только присутствие некоего потустороннего впечатления, но и долгожданное, искренне прочувствованное внимание, созданное непреодолимой силой разума.. Ласково и непосредственно проступающее сквозь яростное дыхание..

Полина ШАКАЛО

– Як це не дивно,
але я пам’ятаю,
що у домі буле багато музичних інструментів..
І Брат грав на всіх
тих інструменттах,
а ми – співали разом з ним.. І все це зараз у мене
перед очима..
Але я ж теж хотіла
музиці навчитися..

Преображенное в некоей мистической плоскости, странным образом совмещённой с действительностью, но проявляется достаточно живо и естественно, явление человеческого духа чёткое проецировалось на сопутствующее ему действо..


Вона успішна і плідно працює у багатьох жанрах.. Але все ж таки надає перевагу роботі над тематичними картинами. І вони домінують у ІІ творчому доробку... Здебільш прийняті легким, світлим смутком очищеного від випадковостей і дрібниць земного буття простої людини – головного героя композицій.*


Но когда эти произведения осознанно или случайно фиксируешь со стороны, в едином поле зрения с подошедшим человеком, поражаешься всё той же закономерности: «сумрачные» персонажи творца начинают пробуждаться из своей невесёлой оцепенелости. Активно апеллировать к зрителю, о чём-то жалуясь, исповедуясь ему, страстно убеждая в чрезвычайно важном.**



Воплощение силы Радости и Счастья – что странная в своей непосредственности необходимость ощущать многообразие переданных свыше элементов живописуемого мира: внутреннее состояние души в неизведанном доселе смысле.. Продолжающее определённое существование в иных измерениях самоутверждённого порядка. Помимо жизненных обстоятельств и самого автора.

– Декілька днів тому
бачила у музею
виступ квартету музикантів..
Такі яскраві обличчя..
Ще дуже молоді..
Та як дивно грали!..
Легка та чаруюча музика.. Стрункі постаті
у чорному вбранні..
Полина ШАКАЛО


Множество звуковых составляющих увлекали к бесконечно загадочной смене событий в мире реальном и непосредственном.. Перерождаясь в какой-то момент в зрительно осязаемую вереницу непрестанно меняющихся в своём сокровенном существе образов.. Заставляя воплощаться необузданную силу воображения в знаки и символы..

Такі композиції не скинути байдужим оком – його кришталик відразу «заведе» нормальне людське серце, і воно – то заб’ється жайворонком щастя у твоїх грудях, як у травневій блакиті – від цвіту і світу полотен, то стисне, каменем ляже і здавить груди від розпачу і болю за себе, людей, весь білий світ і Вкраїну у ньому.*


– Для матери рисунки рисовала.. И плакала..
Не знала что же делать мне на белом свете..


Струны, едва касаясь грифа, вибрировали, будто загодя соотнесённые в такт дыханию, биению сердца, движению мысли.. Определённые иными, словно проявившимися силами внеземного сознания … Многокрасочным и широким амплитудным всплеском..

– Поехала в училище, в Днепропетровск..
Увидела – на улице художники рисуют..
И рассказали мне, что это – живопись..
А я не отошла от них и всё смотрела..
Май месяц.. В студии «Глаза Давида» рисовали..
Но я сидела сбоку, а рисовала – как в анфас..
Учитель подошёл.. Смотрел и удивлялся..
Пришла я на защиту скульпторов..
Как посмотрела – так влюбилась.. Навсегда..
«Як подивилась, так і закохалась.. Назавжди..»


В звенящей тишине – простыли звуки.. Исчезли краски – голоса..
До срока – до дверей.. До той черты, где – искренность души..

– Я поступаю на скульптурный.. А экзамены –
На целый месяц.. Но не прошла.. Мест мало..
Кричит Учитель мне : «Не вздумай уезжать!..»
И нас, двоих, оставили.. Как вольнослушателей..
Но без стипендии.. Так я – стирала по ночам..
«І це буле – як право на життя..»


Полина ШАКАЛО. Cон, 1997
Cон, 1997

Полина ШАКАЛО. Анализ формы (из триптиха), 1993 Полина ШАКАЛО. Анализ формы (из триптиха), 1993
Анализ формы (из триптиха), 1993



* А. Близнюк – старший научный сотрудник Донецкого областного художественного музея.
** Ю. Маркин (Москва) – доктор искусствоведения.



Полина ШАКАЛО. Кони, 2000
Кони, 2000


Полина ШАКАЛО. Арлекин, 2001
Арлекин, 2001
Полина ШАКАЛО. Каменные могилы, 1994
Каменные могилы, 1994
Полина ШАКАЛО. Семья (воспоминания), 2003
Семья (воспоминания), 2003


Полина ШАКАЛО. Чистые холсты, 1979
Чистые холсты, 1979


Полина ШАКАЛО. Арлекин, 2001
Арлекин, 2001
Полина ШАКАЛО. Поздняя осень, 1983
Поздняя осень, 1983



Полина ШАКАЛО. Донецкий мотив (две птицы), 1990
Донецкий мотив (две птицы), 1990



Полина ШАКАЛО. Анализ формы, 1993
Анализ формы, 1993
Полина ШАКАЛО. Прощение, 2000
Прощение, 2000
Полина ШАКАЛО. Тоска по надежде, 1999
Тоска по надежде, 1999


Художника невозможно представить иначе, нежели провидцем, поражённым открывшейся ему картиной внут реннего состояния человеческого мира и потому столь резким в ответной реакции на неё… … ради неистребимой потребности воздействовать на помыслы и поступки современников.**


Одежда – слог надежды, жизни..
Но сердце ждёт ответа..
Вот ветви светом наполняют мир..
Весна проснётся, и соловей рассветной трелью
Сольётся с тишиной погоста..
Мужчина, Женщина.. Фигуры пред окном.. Холсты ступают..
Стол памятью покрыт.. Открыть бы лица – холст молчит..
Заботой прорастает солнце.. Через сердца на «Чистые холсты».


– Учора подарували квіти.. Треба їх скоріше малювати, щоб не зів’яли.. Такі звичайні квіти, що стоять малою купкою біля заґрунтованого полотна.. Краплі життя та розуму.. Це – відчуття того справжнього, що є в житті та має бути в серці..


Это, звучащее единым целым, определённо выстроенным многоголосием, творение, соединяет в атакующем пространстве только что вылепленного аккорда столько темперамента, что в следующий момент перерождения из зрительного элемента в чувственный размещается, будто выстраданным нагромождением, в огромной массе другого порядка: своеобразно сообразуемым потоком живописной энергии..

Площини картин то плачуть, то сміються, то сфінксом завмирають, сповнені прихованих емоцій власного потайного життя, яке вдихнув у них художник... Ця людина – той мистець, який розумом свого серця породив ці полотна, створив їх неповторний світ...*



* А. Близнюк – старший научный сотрудник Донецкого областного художественного музея.
** Ю. Маркин (Москва) – доктор искусствоведения.



– Училище такое близкое, родное, что мы
Дневали-ночевали в нём.. Комиссия
На третьем курсе предложила мне поехать
Учиться в институт.. Но это – не для бедных..


Красиві постаті із скрипками в долонях.. Обличчя
сяють відчуттям того, що грають.. Так ллються
звуки, та співають струни.. І дихання завмерло..


–В училищі
зустрілись з Миколаєм
та й покохались назавжди.
Живе душа цією миттю
як спадок чарівної долі –
в народженні
і Сина, і Дочки.


Живописный строй, теплящийся в бесконечных тонах, не вынесенный таким образом, что в какой-то момент казался непроизвольно ярким, но весьма избирательным в некоторых чувственных проявлениях, удивительным образом оживал в каждом, кто явился невольным соучастником этого непревзойденного по темпераменту чудотворного зрелища..


– И графика и живопись по духу мне близки..
И лишь возможность выразить все мысли,
что в этот час меня волнуют.. И надо воплотить
пережитое в эти годы, чтоб передать
и Дух, и Мысль, и Чувство..


Вот тишина звенит.. Средь вязкой чистоты.. До верности играют блики на листах, на ветках.. Подмигивая чудотворной влаге.. Покой встревожен.. Что же там свершилось?.. Движенье звуков.. Празднество гармоний.. Душевный всплеск – Что торжество эмоций в золочёной простоте.. Прозрачности?..

Ступає мрія в день ходою –
Стрімкою, наче сивий вітер
Бажань зухвалих.. Назавжди б
порозумітись в цьому світі..
Де ранок, вкритий рушником,
Вмивається під стиглим сонцем
Від сорому.. „Сум по надії»..


– Та кожен рух я бачу:
ось тремтить струна..
А погляд – повний радощів й жалю.
Що треба ще зробить,
щоб витонченість стала монолітом?..
А почуття – ось тут: ця мрія,
що живе й чекає..
Співає тиша у яскравій залі..
І йде до серця..


Поліна Шакало не декларує з плакатною велеречивістю інастисливістю свої почуття де України, до українського в цілому. Але це живе в її картинах і є тим духовним підґрунтям на якому зросла і утвердилося яскрава і самобутня творчість «донецької берегині».*


Батько та й Мати.. Що ще треба мати?..
Колиска ніби лине: десь чіпляється до неба,
Як голос той що йде з картини на стіні..
І разом з рушником ступає.. До жалю..
Вікно відкрито на майбутній шлях:
Від огорожі та на обрій – до мрій та далі..
Чекає світ та грає світло на обличчі,
Де зіронька-малеча на щастя зустрілась з думкою
Гуляє сполохами галас – це буття
Сприймає, як буденність, спрагу жити,.
Співати тих пісень, що роблять дім
Чаклунством дій на полотні..
І струнами тремтить,
І сяє барвами
«Надія».

Полина Антоновна Шакало родилась в селе Николаевка Новомосковского района Днепропетровской области.
1958 – окончила Днепропетровское государственное художественное училище по классу скульптуры.
1962 – впервые представила свои работы на выставке
«Донбасс социалистический».
1964 – участвовала во всесоюзной выставке, посвященной Т.Г.Шевченко.
1971 – принята в Союз Художников СССР.
1974 – первая персональная выставка.
1993 – присвоено звание Заслуженный Художник СССР.
П.А. Шакало – участник многих выставок в СССР и на Украине.



* А. Близнюк – старший научный сотрудник Донецкого областного художественного музея.



Полина ШАКАЛО. Надежда, 1977
Надежда, 1977

Полина ШАКАЛО. Красные тополя (три свадьбы), 1972
Красные тополя (три свадьбы), 1972

Полина ШАКАЛО. Н. Несвитайло, 1996
Н. Несвитайло, 1996

Полина ШАКАЛО. Мария, 1996
Мария, 1996
Полина ШАКАЛО. Золотистая прозрачность, 2003
Золотистая прозрачность, 2003


ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ
(декабрь 2004 – январь 2005)

    На Востоке говорят: «Мир оглох от бесполезных слов». Спасибо Вам за Ваше творчество, в котором я услышала Нечто, очень важное для меня. Ваши картины не просто «видятся», они слышатся, чувствуются, ощущаются!
Анна Мазуренко

    Я будто очутился в золотом храме. Серой зимой это особенно прекрасно. Мажор, сдерживаемая, но явная энергия, богатейшая художественная фантазия, мастерство рисовальщицы – всё очевидно и радует глаз, душу, сердце. Изумительно! Неподражаемо. Спасибо!!
Ваш почитатель Станислав Савари, народный артист Украины.

    Прекрасно, душевно, глубоко искренне. Все очень волнует, восхищает, и все очень разнообразное. Спасибо.
А.П.Середенко


    Это чудо! Когда, остановив мгновение в холсте, Вы отражаете все то, что было до и будет после этого мгновения. Поклоняюсь, кланяюсь, горжусь, что Вы – ЕСТЬ!
Валентин Дударенко

    Вважаючи Донбас зоною екологічної, соціальної й, на жаль, духовної катастрофи, як приємно, з придихом у грудях бачити Ваше, Поліна Антонівна, застигле у фарбах духовне дихання, дихання середовища, середовища українського.
Ветеран, шахтар Р.Р.Стешенко

    Потрясающее впечатление от выставки, такой многоплановой, многоликой, прекрасной и разнообразной и по колориту, и по манере письма. Каждая картина неожиданна и притягательна. Единственно, что общее для всей выставки, - великое мастерство, виртуозность композиций, полная свобода выражения философских взглядов на жизнь и на искусство.
Т.Н.Егоренкова

    Не каждый человек может сказать: «Я прожил свою жизнь не зря…» Но Вам заслуженно можно произносить эти слова! Низкий Вам поклон и крепкого здоровья!
Студентка Симонова Людмила



КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration