Интеллектуально-художественный журнал 'Дикое поле. Донецкий проект' ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"

Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика. Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея. Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.

Сегодня воскресенье, 24 ноября, 2024 год

Жизнь прожить - не поле перейти
Главная | Добавить в избранное | Сделать стартовой | Статистика журнала

ПОЛЕ
Выпуски журнала
Литературный каталог
Заметки современника
Референдум
Библиотека
Поле

ПОИСКИ
Быстрый поиск

Расширенный поиск
Структура
Авторы
Герои
География
Поиски

НАХОДКИ
Авторы проекта
Кто рядом
Афиша
РЕКЛАМА


Яндекс цитирования



   
«ДИКОЕ ПОЛЕ» № 6, 2004 - ПТИЦЫ

Каменкович Мария
Германия
РЕГЕНСБУРГ



1962 – 2004


ОБРЫВОК ПИСЬМА,
ПОДОБРАННОГО В ГОРЛОВКЕ НА ГАЗОНЕ
БЛИЗ УЛИЦЫ КОМСОМОЛЬСКАЯ

Пишу тебе, Ермий, из русской глубинки.
Здесь летом по-прежнему много клубники,
Но, судя по гривнам, мы вновь в Украине.
А впрочем, как будто бы Рим не кроили!

В саду у Нерона, горя на столбе,
Мы так это и представляли себе,

Ты помнишь? А в небе? А там, у Престола?
Мы дела с тобой испросили простого -
Смиренными служками Высшего клира
Дежурить в провинциях этого мира.

Меня – в Третий Рим, и тебя – в Третий Рим…
Но кажется мне, будто снова горим,

И наши усилия – втуне и даром…
Я думаю, здешние земли – под паром,
Под паром Истории. Эрго – под тенью.
Тогда – если внять моему разуменью –

Столетий на шесть, или эдак на пять –
Вот срок, на который придется застрять

На этой бурьяном заросшей канаве,
На битвище старом, на древней Каяле,
Где высятся угольные пирамиды –
Не то пост-модерновый задник «Аиды»,

Не то – зазеркалье загробного Хема,
Форпосты Шеола, помет Полифема…

О Ермий! В Туве твоей, знаю, не слаще.
С проснувшимся – легче, труднее – со спящим.
Когда еще станут Казбеками кочки!
И прежде, чем купишь – плати по рассрочке…

А Рерих в музее – он знает места
И сроки, но палец кладет на уста.

Скажи, ты пробился к твоим подопечным?
Я – тучами в небе твержу им о вечном.
Тут не было неба, я долил им краски,
Но, верно, они не заметят подсказки.

Лишь тем утешаюсь, что я не один, -
Здесь распят инкогнито наш Господин,

Да старая церковь, презренна от всех,
Пыхтя, раздувает при кузнице мех,
Полы подобрав, суетясь у огня,
Не видя и не узнавая меня…

      *
Бессменен ее изнуряющий труд.

      *
И сроки, как церберы, вход стерегут.

                                                              Горловка, 1988-94


*   *   *
Живем темно и окаянно,
И без разбега.
Так Ной не видел океана
В окне ковчега!

Так крот бурит земное лоно —
На чистом нюхе!
Так ощупью бродил Иона
В китовом брюхе!

Так бард заманивает слово
В силок тетрадки.
Так набухают зерна плова
Под крышкой латки.

Так вмяла мачеха-природа
В моллюсков — перлы...

      *
И страшно вылупиться первым,
Не зная брода.

1998


*   *   *
Отпусти меня на волю –
Я травы не потопчу!
…След горит во чистом поле
вслед закатному лучу.
                   Я, «Рафли», 1984

Всё проходит слишком скоро.
Царь стоит позадь забора,
Голова его до звёзд.

Мы напрасно прячем шило:
Всё судьба давно решила
И подшила папке в хвост.

Шутки, шпильки, оговорки, —
Всё несётся словно с горки,
Только не в тартарары,

А, скорее, в ухо бездны.
Оправданья бесполезны –
Это правила игры.

Снег скрипит, как половица,
В печке преет чечевица,
Зверь почти настиг ловца, -

И катится вспять волнами
Всуе сболнутое нами
Ради красного словца.

Царь с девицами кумится, -
Глядь — одна из них – царица! –
А не чаяла, поди.

Гром гремит, земля дымится.
Слишком быстро всё стремится
К некой точке впереди.

Всё проходит слишком скоро.
В спину дышит пёсья свора,
Подо льдом горит трава.

Всюду уши, всюду очи.
Я шепчу в тростинку ночи
Заповедные слова, -

Шлю гонцов себе навстречу,
Пред собой дорогу мечу,
Словно дротики мечу, -

Вслед за поездом царёвым,
В ночь с лазоревым поддёвом, -
Вслед закатному лучу.

2001


ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ

                                The grass was greener then...
                                                             Pink Floyd

- Что твой С-dur? Разжевал?
                                                  - Никак:
Всё скатываюсь в си-бемоль.
Зимний запас можжевельника
Изгрызла слепая моль.

Хранить – не хранить? – да полноте,
Всё – вилами по воде.
Ключ от кладовок памяти
Спрятан не помню где.

Я заперт в этюде С-dur, я вбит
В мгновенье, я нём застрял.
Жемчужная моль неподвижно спит
В изжеванном «Джетро Талл».

Вода сомкнулась. Потерян ключ.
И ловишь малейший шанс –
Не упадёт ли случайный луч
В прошлое, где Сен-Санс?

Но клавиши стали желтыми,
В органных трубах – труха.
Безмолвная моль стережёт мои
Травные вороха,

И вырвусь ли, порой тишины,
За прошлое, вглубь, назад,
Туда, где горечь эгейских волн,
Где ионийский лад,

Где свежий чабрец покрывает склон,
Где в пальцах горчит полынь,
Где в святцах одни Сократ и Платон,
А храмы полны-полным –

Битком набиты, как закрома,
На пять тысяч лет и зим
Возможностью жить, не сходя с ума,
И в горы глядеть с низин?

- Как твой этюд? Разобрал? –
                                              - Отнюдь:
Завяз в ушах и зубах…

      *
Безумная моль прочертила путь
В будущее, где Бах.

                                     Июнь 2001
        



    15 декабря не стало Марии Каменкович.
    Ничего – ни некрологи, ни слова – не могут передать редкость этого человека. Просто: проживи хоть сто лет – вперёд или назад – таких не часто встречают. Невозможно было не заметить: здесь редкая, ручной выделки тонкость и душевная чистота: настоящая, неподдельная. При всей многоучёности и остроте – блестящей оккамовой бритвы – ума. Человек, глубоко и, как-то, не по-современному, верующий, биологически предназначенный христианству, она была напрочь лишена менторской нетерпимости, – что, в сочетании с громкими пафосными нотами, создаёт, порой, неодолимое препятствие в разговоре «про Это». С ней-то, как раз, можно было – и поговорить, и, с другой позиции, поспорить – потихоньку дорастая до уровня собеседника. И ещё: надо всегда было быть осторожным: у Маши очень искренняя, очень предсказуемая реакция сопереживания – с тяжёлыми, для такой хрупкости, последствиями. (О которых ты – знал, знал! Но как не поделиться с другом по переписке...) Редкий, исчезающий вид.
    Можно писать о ней, как о современном поэте, которого хочется – редкость – доставать с полки и перечитывать. Как о лингвисте, филологе, приглашаемом на самые почётные конференции, переводчике и комментаторе (надеюсь, что она сейчас как никогда близко к истокам слов. И что теперь может предъявить ту статью, посвящённую Вячеславу Иванову, – её адресату). Как о женщине, в 34 года узнавшей о своём неизлечимом заболевании и, с прекрасным мужеством, достойно, полнокровно жившей все эти семь лет. Даже, более того: именно в это время создаются лучшие стихи и – чудесный младший сын. И, более того: чувство юмора!: всегда, настоящее, именное, английской отделки. Как о собеседнике, писем которого ждал у компьютера весь день – и весь следующий день – пока не закончатся её больничные хождения по мукам: и какие были письма, как интересно было!

    Маша, хочется, как часто бывало, послать тебе этот текст: посмотри-ка: всё ли там на своих местах – на твой вкус.
    Могу ли я описать тебе это чувство?
    На твой слух полагаться можно и сейчас.
    Слух – присутствует.
    Как тот самый хлопок без ладони. Как нота замолчавшего камертона – в ушах настройщика.
    Побеседовать ещё вот только долго не удастся.
    Словами – никогда.
    Вот видишь, Маша, всегда так: начали письмо – о жизни и смерти, закончили – о словесности и бессловесности.
    Позволь – твоим голосом – из сада (Это была опечатка! Это была опечатка, которая – не мой сигнал.) Из твоего «Сада в Александро-Невской лавре»:
    «Ничего, когда-нибудь мы умрём и обо всём узнаем».
    Мы помним тебя. Мы читаем.
    Мы никогда не забудем.

Демьян ФАНШЕЛЬ
КЁЛЬН



КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).

Поля, отмеченные * звёздочкой, необходимо заполнить!
Ваше имя*
Страна
Город*
mailto:
HTTP://
Ваш комментарий*

Осталось символов

  При полном или частичном использовании материалов ссылка на Интеллектуально-художественный журнал "Дикое поле. Донецкий проект" обязательна.

Copyright © 2005 - 2006 Дикое поле
Development © 2005 Programilla.com
  Украина Донецк 83096 пр-кт Матросова 25/12
Редакция журнала «Дикое поле»
8(062)385-49-87

Главный редактор Кораблев А.А.
Administration, Moderation Дегтярчук С.В.
Only for Administration