Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"
Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика.
Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея.
Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.
Удивительно, что работа Саши Монастыренко может вызывать раздражение у
кого-то. У кого? Кроме благодарности, любопытства и восторга у меня не
возникло других ощущений. Монастыренко сделал больше, чем прозу или только
подписи к фотографиям. Это исповедь и исследование, и блестящая композиция.
Взять только эпизод с «самодельной натурщицей», потерянной на каком-то
болоте, и потом реальное представление живой Насти. Само по себе это решение
– захватывающий сюжет, я не говорю о каскаде интерпретаций на тему живого
и неживого, прорыв через документальное к художественному, который этот
эпизод может повлечь в украинском барочном космосе. Это ведь не только
индивидуальная, капризная история, это культурный дух региона, в котором
путешествовал платоник Сковорода и, наверное, другие воображаемые философы
от друкарни Лазаря Барановича в Чернигове через Могилянскую Академию, через
Полтаву, где писал Иван Величковский, до Харькова.
И керамический промысел
в Опошне, совсем рядом с Диканькой. Я сам обошел эти места с моими львовскими
реставраторами, с прозаиком Игорем Клехом и архитектором Константином Присяжным,
и мы довольно подробно погружались в историю увиденного.
От чего знобит агрессивных читателей? Да, Монастыренко смешивает высокие
и низкие планы, и именно это он делает тонко. Фольклор, ритуалы, китч,
элементы поп-арта – все эти стили имеют свою реальную базу в его проекте.
В том-то и дело, что Монастыренко пишет и показывает так, что реальность
остается недеформированной его рефлексией и привлечением высоких стилей
и голосов современных философов и художников. В высоких планах Монастыренко
нет снисходительности, высокомерия, он очень бережно рассматривает «природный
материал», в котором драма и его собственной биографии. Это многоуровневая
вещь, где есть и история семьи, и натуральная история, и рассказ о профессиональном
чуде.
(Алексей Парщиков, Кёльн, ГЕРМАНИЯ)
Время Махаона,
или все новые и новые подробности
Мало кто догадывается, а уж тем более мало кто знает, что человек по имени Александр Монастыренко на самом деле не Александр Монастыренко, а самый что ни на есть Махаон. Он же – его брат Подалирий, участник Троянской войны. Он же – главный доносчик на реальность. Я помню, как после первого штурма Трои он замазывал глиной распоротых ахейцев, а потерявшим конечности из той же глины вылепливал шевелящиеся протезы. Глина – это та жирная часть земли, в которой не растет зерно (не хочет), зато в ней можно вырастить тело, и не только человечье, и не только тело...
Стало быть, в окрестностях Трои только глина и песок. Черноземом даже не пахнет. Поэтому, штурмующие питались исключительно морской рыбой, а защитники крепости по ночам без труда могли наблюдать за передислокацией фосфоресцирующих силуэтов. Вот почему война длилась целых десять лет! В ответ Махаон со своим братом Подалирием (вернее, наедине с самим собой) окукливали себя все той же глиной и спустя двадцать четыре часа могли совершать разведывательные облеты вражеской территории. После каждой подобной вылазки они оставляли в красавицах Трои живые «личинки» грядущей победы. Так что, если бы не случилась провокация с деревянным конем, Троя все равно бы пала. Махаон знал свое дело! Видимо, по этой причине он получил от царицы амазонок Пенфесилеи смертельный удар и глина уже не спасала. Чтобы перемолчать смерть, ему срочно пришлось менять координаты собственного звучания, и в полном изнеможении от потери крови Махаон выбрал самое закрытое (герметичное) обозначение своего Я, и таким образом выжил.
Наша первая встреча (хотя я узнал его), произошла во время демонстрации
видов Трои (это были слайды, представлявшие то ли редкие цветы, то ли карты
военных действий. Но, как правило, на них фигурировали в своем одухотворенном
естестве бесконечные троянки). На этих слепках он так ловко расправлялся
с действительностью, что оставлял ее в первозданной нетронутости и в той
же первозданной недоступности. «Каждый снимок – это то место, от которого
взгляд отвлекся навсегда» (А.Метц) – и ничего не нарушил. Как бы он ни
стремился загромоздить пространство увиденными деталями, детали только
выцарапывались все новыми и новыми подробностями. Махаон знал свое дело!
Довести глину до состояния обморока и забыть о ней, всего на секунду, а
значит, навсегда. В этом и есть профессионализм, т.е. возможность адекватно
воплотить собственный замысел, при этом обнародовав ряд волшебных непредсказуемых
ошибок, потому как ошибку сознательно сделать нельзя: «ошибка – это своего
рода суицидный акт» (Г.Бенн). Своего рода текст в вариациях, который описывает
сам себя. Порой кажется, что ему мешает пленка, мешает фотоаппарат – по
новому шифровать энергию. Мы привыкли считать, что оптическая рамка есть
посредник между автором и реальностью, но Махаон считает, что он сам есть
посредник между фотоаппаратом и чем-то высшим. Он не фиксирует то, что
уже придумал, а мыслит тем, что увидел и достроил – отсюда суггестия наблюдательности.
Он искусно подражает повадкам птиц и выслеживает время их приземления.
Потому-то свое собственное приземление имитирует как болезнь, как очередное
падение (чтобы пернатые окончательно не приняли его за своего). Для него
цель хороша своим присутствием, а не страстью непременного достижения –
потому-то «любовь издалека». В этом его отчуждение, концентрация, дистанция.
В этом его глиняная маска иронии, которую он стремится обменять на Печаль.
Ибо «ересь иронии всегда борется с догматами печали, клянясь на всех перекрестках
правдой жизни, которая чаще всего не более чем имитация явных внешних ее
форм. Но то, над чем скалится ирония, понять и простить может только печаль»
(В.Розанов). Овеяный светом ушедшего, бесстрастный мастер создает все новые
и новые мифы от Махаона (см. «Дикое поле», № 3, 4). Нужна немалая смелость,
чтобы не шагать в ногу со всеми, а «утверждать свою собственную, индивидуальную
жизнь, как мерило всего остального» (Г.Бенн).
Сергей ШАТАЛОВ, ДОНЕЦК
КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).