Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"
Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика.
Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея.
Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.
Юр-Ко Соняч. Аннада.
Донецк: Норд-Пресс,
2002. 78 с.
ЮР-КО СОНЯЧ – воистину универсальный режиссер своих творений и своей жизни, романтик, постоянно убегающий от реалий повседневности в окрестности собственного королевства, где все происходит только по правилам его игры, ибо:
…Красота
есть мера боли
Видимо, поэтому его стихи были до недавнего времени известны лишь узкому кругу, в который входили горы, небо и то, что живет за решетом грудной клетки с
нарастающей драмой,
где гравитация небес
Его творчество можно разделить на два мира: мир сотворенной, сконструирован-ной действительности (1) и, как противоположность, мир с преобладаю-щим документальным запечатлением обнаруженного состояния (2):
(1) вытекший глаз забывают
со временем забывают
ампутированную руку
приспосабливаются
жить
одной ногой
А
как
забыть
ампутированное Солнце?!..
(2) Прости, милый мальчик,
отец твой – неудачник;
вытри-ка со щечки
оранжевую слезу.
Пойдем на крики чаек,
пойдем на шум прибоя –
нас волны успокоят…
Свет нездешнего очертания и женщины, «украшенные сиянием» - главные герои его стихотворений. Порой создается впечатление, что Соняч вдохновляется наследием готического и символического искусства, однако исходит, как правило, из отметин собственной судьбы:
Особенно утром
особенно утром
но если прорвал ты
ночное удушье
и трупом свалился
почти на рассвете
где пара минуток
длиннее столетья…
Ты выпал куда-то
ты выпал откуда? –
лежишь освежеван
а сердце снаружи
и страшная истина
жжет кислотою…
Интенсивность, с какой автор передает фантастические или подсознательные представления, в контексте нашей поэзии уникальны, и сравнить ее можно, пожалуй, лишь с некоторыми стихами Пауля Целана. Поиск и нахождение новых болевых точек ориентирует читателя на глубокое переживание заоконного пейзажа, в его ежеминутном движении домой. Это и создает эстетическое напряжение рваных линий слов:
Анна – да-а-аль…
Анна – ма-а-ай…
Анна – Ад
Анна – Рай?
«Отче наш,
иже еси на небесех!..»
«Помышляю День страшный
и плачу деяний моих
лукавыхъ
и плачу…»
Но сердце с какой стороны
скажи?..
К сожалению, самовластность поэта не распространяется на окружающий мир, но его творчество может оказаться спасительной терапией, шансом для тех, кто не утратил душу. Ибо поэзия – не просто совокупность сиюминутных озарений и мучительных откровений, а сам принцип организации такого одарения.
КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).