Не Украина и не Русь -
Боюсь, Донбасс, тебя - боюсь...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ "ДИКОЕ ПОЛЕ. ДОНЕЦКИЙ ПРОЕКТ"
Поле духовных поисков и находок. Стихи и проза. Критика и метакритика.
Обзоры и погружения. Рефлексии и медитации. Хроника. Архив. Галерея.
Интер-контакты. Поэтическая рулетка. Приколы. Письма. Комментарии. Дневник филолога.
Материал скомпонован и оформлен самим автором. Использованы фрагменты рисунков Жака Калло (XVII в.).
(В.Ш.)
I
Moderato. Умеренно.
...раннее утро восемнадцатого числа последнего весеннего месяца сивана. В созвездии Рыб привлекают внимание две яркие немерцающие звезды. Их взаимное расположение относительно Солнца явно показывает на сближение.. Подходил к зениту год седьмой до нашей эры.
- Под волхвованье звезд сияет Пояс Ориона. -
На первый взгляд, происходящее в этот час на сцене представление наполнено
чрезмерным, но достаточно пристойным чудачеством вокруг стола, на котором
возвышается раскрытый чемодан с задернутыми шторками; возле сиротливо стоящего
стула и скромной деревянной подставки, расположенной ближе к зрителям..
- Да так нелепо чемодан стоит.. Он боком примостился!.. Вот неловко.. -
Среди этого нехитрого построения играет, будто лицедействует, актер в костюме
«от кутюр», седой, благообразный и в очках. Он ловко манипулирует окружающими
его предметами. Да так, что кажется, они сами странным образом попадают
ему в руки, а он движет ими далее.. Переставляет все это кукольно-игрушечное
многообразие то на чемодан, то на подставку, то берет себе на руки.. И
постепенно куклы и игрушки начинают под воздействием творящегося волшебства
существовать определенным образом.. Перевоплощаться у всех на глазах: они
спорят, смеются и плачут.. ОЖИВАЮТ прямо здесь, в сценическом пространстве,
среди кулис, поникших так безвольно.. И в робком вздохе, чудном дуновеньи
из зрительного зала.. - Как будто Ангел пролетел. -
«Да, это ночь - особенная ночь..
Мы ничего о настоящем положеньи дел не знаем,
Вот только он.. Он следует не столь обычному,
Такому «собственному» для себя заданью:
Он должен, несмотря на все, что происходит,
Развеселить своих воспитанников..»
- Завтра сыграю спектакль. Только бы вспомнить, - и так далее. -
Вот - куклы, вот - игрушки.. Разыгралась встреча.. И бродят разговоры-голоса.. Предложения, слова - звуки.. Они струятся неспешно, будто неподвластны воле исполнителя. И переносят в глубь сознанья мысль, что рядом с нами - дети. А он, их товарищ, должен рассказывать о чем-нибудь веселом.. Чтоб сумрак разогнать отсюда.. Но исподволь возникают другие, глухие и невеселые отзвуки. Что-то печальное прорывается сквозь его речь.. Он сбивается и начинает говорить о другом.. Пытается вспомнить песню.. Ту, что пела ему в детстве мама. Пробует найти голосом знакомую интонацию.. Замирает на миг, прислушиваясь к звучанию.. Выпрямляется во весь рост.. А голос прорывается выше, становится уверенней. Разливается чистейшей мелодичностью по сцене.. Проникает в замерший от удивления зал, прикоснувшись к зрителям напряженно-судорожным дыханием своего существа.. Актер снова замирает, отыскивая звенящие в пространстве тона и обертона: окраска иных сгущается, а у других - бледнеет и исчезает.. Но остаются нечастые отголоски сердец человеческих, что откликнулись на тайный призыв ощутить искренность пожеланий счастья в этом мире..
Trompi.. Sin teni?.. Водить за нос.. Водить себя?..
Amuzo, allogi.. Развлечь, завлечь..
Ec uzurpi, ekposedi?.. И незаконно завладеть?..
Материал спектакля, обозначенный дневниками и притчами, дает возможность «соткать» на соответствующей литературной основе художественное полотно, приоткрыв страницу предполагаемого действия: бытового, музыкального, театрального.. И потому достаточно глубоко прорисованная сценография и оптимально настроенная во всех обозначенных партиях режиссура предоставляет исполнителю исключительное право воплотить широкую и целостную гамму образов, тем и мотивов в объединенное единым смыслом драматургическое произведение..
Своеобразная картина поющего пожилого человека рождает чувство материнского тепла, неизбывного уюта отчего дома, до боли знакомого света усталых и потому, наверно, грустных материнских глаз..
Личное - глубоко внутри, запрятанное от чужого окрика.. Смятение в душевном состоянии, в воспоминаниях - лишь искра робкая..
...рассвет двадцать четвертого числа первого осеннего месяца тишрея. В созвездии Рыб вновь четко видно сближение двух ярких звезд.. Перешел свой экватор год седьмой до нашей эры.
- Под волхвованье звезд заметен Пояс Ориона. -
II
Allegro agitato Скоро, взволнованно.
«Человек родился и сразу - в крик.
Никто его не понимает,
Но все ему рады.
- А вот и я! - кричит человек. -
Я жить пришел!»
Шарль Фоерберг появился на свет в Черновцах в предпоследний год второй мировой войны.. - Пятнадцать послевоенных лет я ждал возвращения своего отца. А он так и не вернулся.., - скажет Ш.И.Фоерберг после выступления в Донецке. А мама, Регина Сумировна, каждый божий день отдавала тепло своего сердца, доброту рук, искренность души самому дорогому своему сокровищу - сыновьям. Прививала чувство самоосознания национальной принадлежности. Взращивала исключительно генетическую самобытность и яркий талант.
«Много лет спустя я был в Черновцах..
Мы идем по улице, заглядываем во двор..
В этом дворе было ореховое дерево, на которое я,
семилетний пацан, любил залезать..
Обдирал руки, натирал ноги..
Но, к сожалению, его теперь нет.
Оно спилено, а было такое огромное..
Стою возле пня.. Но, стоп!.. Вот - росток!!..
Это было потрясающе!.. Это такие моменты!!..»
Самодеятельный театр кукол, которым руководила Берта Ильинична
Брандман, - первые выступления в кинотеатре перед сеансом кино..
Учеба в трикотажн
ом ПТУ - чтение стихов народному артисту СССР Дмитрию Николаевичу Журавлеву в холле гостиницы..
И наконец, приглашение в Донецкий государственный театр кукол от давнишнего товарища, друга детства, ныне - режиссера театра Сергея Ивановича Ефремова.. Через несколько дней после приезда в Донецк Шарль репетирует главную роль в спектакле «Телевизор Доктора Айболита». А в день своего рождения, 18 ноября 1963 года, дебютирует на сцене Дворца Металлургов в Енакиево..
- Силой духа Скорпионы превышают все другие знаки Зодиака. Скорпион - натура яркая и экспансивная. Это тип наблюдателя, философа с богатым воображением и интуицией. Это - материалист и мистик в одном лице. -
Cu pledi, cu militi?.. - Вести ли тяжбу, иль вести войну?
Pormi egalas, car cio citio - Мне все равно, ибо все это -
estas ordinara teatro pupo.. обыкновенный кукольный театр..
Незамысловатые истории, которые рассказывает со сцены этот человек, чем-то напоминают вертеп - кукольное представление под Новый Год.. Долгожданное Рождественское веселье!.. Старый сказочник принес добротный кожаный чемодан с красочными персонажами-куклами.. Вот они - присели на время за шторками и готовы выполнить любое желание ребятишек.. Тех, что вылеплены-воссозданы, будто живосотворены, из карандашей, явившихся в руки рассказчику с поставленными на них шариками-головками.. И еще - в нарядах из вполне реальных носовичков мальчиков и девочек Варшавского еврейского Дома Сирот.. Сколько радости и подарков ожидает всех собравшихся?..
Но голос человека дрожит и, срываясь, в какой-то момент умолкает..
Неуловимые тени пробегают по его уставшему лицу..
Несколько слов в неуверенной позе..
Необходимо вернуться к словам.
« - Вот Ангел прилетел!.. Он среди нас.. И в мыслях,
и в сердцах.. И не покинет никогда!.. Это - хорошо!
- Но этот проклятый ОГОНЬ!.. Он так пылает!.. Жарко!..»
Рой внемлющих детей под завораживающие всплески речи..
Движенья рук, то утонченно-быстрых, то прохладно-чистых..
- Ведь существует Надежда.. Обретается Вера.. Создается Любовь!..
Внутренняя пластика, вместившая десятки душевных состояний..
Завершенная производная интеллектуального процесса..
- Приходит Жизнь!.. Уверенность - в дыхание детей.. Заприте радость в душу!..
Воссоздавать действительность, где изначальный смысл - зерно..
Возможность предопределить дорогу целой жизни.. Театр..
- В тени одежд, движений, превращений блуждают голоса и мысли..
- Так в странном заточеньи вызревает сила, что движет нас на свет..
«Все будет хорошо..»
III
Vivo, smanioso. Быстро, неистово.
«Еврейство, от которого он пошел путем европейского просветителя, вдруг проснулось генной памятью, юмором мишугене».
Полифония повествования в неравнозначном по своему драматическому накалу полотне представления, где синкопированный способ самовыражения не мешает воплощению основной мысли спектакля, невольно переводит звучание реального, документального материала в подсознательное, психогенетическое состояние возможного ощущения происходящего в контексте сказочно-мифических впечатлений.
Porke interparoli, Чтобы вести разговоры,
necese zajti logi, необходимо иметь право жить,
necese zajti ekzisti... иметь право существовать..
- ...kaj nomadi?.. - ...и вести бродячую жизнь?..
Песенный мотив - взволнованный разговор, отчий зов.. Материнский крик!.. Врожденное чувство сопричастности с выстраданной в повседневной жизни надеждой на будущее.. Крохотной, но реальной..
Завораживающая мысль о мироздании покоится на реальной жизни.. Совершенствование ее существа бесконечно во времени и пространстве.. Так Вселенная, имеющая замкнутую форму, постоянно расширяется..
Жизнь ребенка, явление этого существа, - основная тема театральной фантазии, где многообразная ткань пьесы излагается на импровизационном уровне феноменально оснащенным мастером-кукловодом. Творческое созидание приносит плоды несравненной силы и красоты.
Своеобразным остинатным рефреном спектакля является сыгранная ловкость престидижитатора с изысканным филигранным движением-превращением декораций, кукол, предметов и атрибутов в невидимое глазу сплетение трогательно-невесомых прелестей, невольно проникающих в существо каждого, кто участвует в этом непостижимо-магическом обряде воссоздания художественной картины.
Трансформация представления - в причудливо сплетенных орнаментах уличного фокусника.. В уродливо-комических масках народного гуляния.. Объективно соединенная с юмором анекдотического повествования.. Трогательная и простая.. В заунывных звуках шарманки и в круговороте плутовства местечкового штукаря.. Возле той черты, после которой - несоразмерное состояние иной жизни..
Простак блаженный иль чудаковатый балагур.. Но нет, совсем не сумасшедший.. Как странно бы не проистекала струя обыденности нашей...
- Что ты.. Это тебе только так кажется.. Вот ты замер.. Пытаешься подумать.. А я уже знаю - где быть и чем заниматься.. Вот такие дела..
Врач по образованию. Педагог по призванию. Воспитатель в еврейских детских колониях. Благородный и простой..
Огненная гора.. Достоверно определить такое - невозможно.. Вот только разгадать загадку.. Дело непростое..
- Каждая ниточка во мне, каждая клеточка моего тела - плод жизненной фантазии, воплотившийся обычным способом в далеко нереальном, особом жанре.. Достоверно выходящим за пределы осязаемого бытия.. В иное измерение..
Голосовая партитура спектакля решена настолько целесообразно, что ее направленность на сокровенную половину души каждого зрителя не может в этот момент поглотить целая плеяда общечеловеческих лозунгов.
Литературное имя становится символом праведности.. Варшавский еврейский Дом Сирот - ответ отчему дому, материнскому сердцу.. Жизнь становится борьбой за свободу совести, за веру, за любовь.
Составляющая приложенных сил уводит от истины.. Определяющая часть Имени - внутри существа. Невидима глазом и незыблема впечатлением.. Интуитивно в обыкновенном и просто, как «юмор мишугене» на идише.. Это - Фоерберг.
«...кукольные представления имеют магически-культовое происхождение. А форма их является как бы вечно обновляющимся ритуалом..»
Явление на СВЕТ чудесного созданья, что очищает Мир животворящим Светом.. Творенье божье и сокровище земное.. Ты ЖИЗНЬ несешь в себе на благо миру.. Пусть будет это непреложно..
«Путь искусства долог, а жизнь человека короче».. Несовершенна оболочка, но разум - вне ее.. Он - в книгах, в музыке, в холстах, на сцен
е.. В безмерном мире превращений, жизни, грез..
...утренняя заря двадцатого числа перв
ого зимнего месяца тевета.. В созвездии Рыб опять сближаются Юпитер и Сатурн.. Редчайшее тройное соединение происходит в созвездии, связанном древними астрологами с народом Израилевым. Завершился год седьмой до нашей эры..
- Под волхвованье звезд вступает Пояс Ориона. -
IV
Con liberto, con somma passione. Свободно, с величайшей страстью.
Плачет скрипка. Всхлипывает каждой струной, от легкого пиццикато до пронзительного флажолета - невесомым прикосновением к струне.. Перерождаясь из гармоники основного тона в странную смесь нежного подголоска у флейты и негармонического свистящего шелеста струнных ладов одухотворенного сиюминутной стройностью консонантного аккорда..
Отчаяние, безысходность.. Тревогой полнится сознанье..
Так внемлет фриз.. Покоем скованы фигуры.. 3астывший миг..
Сознанье - в глубине.. Там - целый мир таких переживаний,
Что достоверно воплотить их в представленье
Нам не дано.. Восславим Пресвятую Деву!..
Мир создан, действие живет, выплескивая наружу из глубин внутреннего духа философских абстракций неведомую силу единения всего сопричастного к свершившемуся в зале, в сознании, в мире.. Ощущение гармонии - абсолютное, то есть бесконечное и безграничное..
В едва уловимый момент атмосфера происходящего на сцене своим
магическим состоянием вырисовывает новую, неведомую картину:
«Расступаются кулисы.. Вырастают стены Храма.. Впереди - Менора..
В ее чудодейственном свете - образы детей..
Там память отразилась в душах и поселилась в пламени свечей..
Чтоб искренней душою прикоснуться к свету..
Стать частью благодатного потока..
Чистейшего и вечного, как МИР»
- Мечтающая отдается грезам.. Бесплотно-страстный мир полета.. -
Столпотворенье, сонм.. Обычный ряд.. Там - образы и роли, все
смешалось.. В сотворчестве талантов.. В содружестве ремесленников..
Дуэты, трио, квартеты.. Кантату вместе разыграем..
«- Старатель, но не собиратель.. А может быть, артельный мастер?
- Он - скептик.. Брось свою затею.. Так не понять.. Туман, следы.
-Смотреть приятно.. Жизнью дышит творенье рук его.. Вот мысль!
- Занятно словом похвалить того, кто больше всех заметен..»
- Странник приютился в оболочке.. Под странным светом странствует..
Мы все - разные.. Наверное, материал один, но дыхание, взгляды..
Точно отточенные, заостренные.. Будто душа, ожидающая вызволения
из карандашной оболочки.. Из той, что горит.. Но совсем не так,
как все вокруг.. Здесь Свет рождается, и это - наша Жизнь!
А сердце - только лишь твое, одно для всех.. Оно бьется,
колотится... Стучит!.. Звон колокола..
- Ожидающая - вся в движеньи.. Con digitato.. Molto presto, soffocando.. - (Жестикулирует.. Очень быстро, как бы задыхаясь.)
Объятья - для детей.. Ты души собери их воедино.. В одну семью..
И Верой наполняй.. Так Ангел предсказал.. Закрыв собою Пламя..
Спиною сгорбленной - нести твердыню Чести.. Наперекор всем жертвам!
Прозреть духовно - значит возрождать Добро.
- Слепой протягивает руки.. Сплетает благолепие.. Вот лепта.. -
Предвосхищенный образ - как порыв движений, где легкость жестов выше
всех признаний. Мир, неподвластный предсказаниям, проснулся. Так как же
он прекрасен!.. Вот облако под небосводом.. Порыв мечтаний - стая пируэтов..
- Танцовщица рисует партию.. Что трепет обаяния?.. Сплетенье имитаций.. -
...в седьмом году до нашей эры взошла звезда, которую назвали Вифлеемской..
- Осененный - беззащитный ангел.. Дарует толику надежды на благовест.. -
Тишина.. Спокойствие.. На рубеже мысли.. Так - мы все с тобой..
Учитель - Александр Давидович Юдович. Светлый человек.
Соратник - Сергей Иванович Ефремов. Соавтор, друг.
Партнер - Элеонора Николаевна Смирнова. Актриса, товарищ.
Рядом с твоей душой.. С твоими радостями и печалями..
Сегодня ты достанешь самое сокровенное свое богатство
и понесешь дальше - людям, большим и маленьким.. Это - хорошо!
- Паломница судьбой хранима.. Предвосхищение достойно вдохновенья.. -
Всем нам так необходима Вера.. В добрый день.. В чистый глоток воздуха..
В ясное небо.. То, что прошло через твою душу и твое сердце и стало главным
делом жизни, ты приносишь в дар.. Каждый день и час. На пороге в будущее..
Четким словом, уверенным голосом, лукавым взглядом..
С дыханием прорвалась мертвенная речь, весомая и достоверная, как плеть..
Крик?.. Лай!.. Приказ. С тобою мы войдем в Огонь..
- Верящий - фальцет восторга.. Феерия потусторонних сил.. -
Творчество во многих театрах кукол.. Преподавание в театральном институте..
Гастроли, фестивали.. Встречи, расставания.. Но годы, проведенные в Донецке,
навсегда останутся основополагающими.
- Сентиментальный слагает взгляд.. На существо вещей.. На Мир прекрасный.. -
Февраль-март 2002 г.
КОММЕНТАРИИ
Если Вы добавили коментарий, но он не отобразился, то нажмите F5 (обновить станицу).