- Почему в Славяногорском монастыре не разрешают продавать Ваши книги?
- Я не знаю, что это за монастырь, - я не бывал там. Но, насколько я слышал, у нас есть некоторое расхождение. Славяногорский монастырь противопоставил свою позицию позиции Патриарха, Синоду по вопросу о новых паспортах, налоговому кодексу и т.д. Что же касается книг, то, извините, сказать легко, а вот аргументировать - труднее. Насколько я помню, два года назад была у меня здесь, в вашем городе, возможность рассмотреть наместника этого монастыря... Да, это была смешная сцена... Этот батюшка, явно не отягощенный академическим образованием, вдруг встал и заявил: «Да я всех святых отцов прочитал - там нет того, что вы говорите!» Уверяю вас, ни один профессор богословия не прочитал всех святых отцов, не говоря уже о наместниках. Хотя бы по одной простой причине, что огромная часть текстов святых отцов не переведена на русский язык...
На земле есть зоны, которые получают максимум солнечного тепла - тропики.
Там всегда лето, всегда жара. А есть зоны, где солнца не бывает, - зона
вечной полярной ночи. Но, скажите, разве сразу же за пределами тропического
круга начинается вечная мерзлота? Нет, не сразу. Есть огромные зоны переходного
климата, в которых, конечно же, бананы не растут, но нельзя сказать, что
там только ледники. Что-то там растет, хотя и не бананы. Вот точно так
же и в духовной жизни: есть полнота благодати Православной Церкви, но мы
не можем сказать, что сразу же за пределами канонической Православной Церкви
начинается безблагодатная пустыня. Скажем, русская зарубежная церковь -
это раскольники; но можно ли сказать, что у этих раскольников совсем нет
благодати? Или греческие староверы? Даже русские староверы? Те же католики?..
То, что делается в Славяногорским монастыре - это их видение, очень ограниченное и очень <нрзб.>. Это позиция, которая отличается от позиции и Петра Могилы, и Филарета Дроздова. Это позиция, которая никогда не была официальной позицией русской Православной Церкви.
- Как Вы относитесь к Александру Меню и его книгам?
- К его книгам я отношусь вполне спокойно. С чем-то соглашаюсь, с чем-то спорю. Но я против «меньшевизма» - это когда духовные чада отца Александра Меня пробуют поставить его на пьедестал и сказать: вот она, вершина богословской мысли Православия, вот он, идеальный батюшка... У него много крайних суждений, иногда даже совершенно неправославных.
Если не читать книг Меня (по истории религии, например), то остаются книги атеистов. Что, атеистов пойдем читать? Их версии? А других - нету! Поэтому когда будет чем заменить книги Меня, я сразу же скажу: оставьте их в библиотеке, есть книги, которые научно более выверены, богословски более продуманны, - читайте эти книги... Если вы можете читать книги А.Меня, значит, кажется, у вас на лбу очки. И я боюсь, что ваша биография отягощена упоминанием о высшем образовании. А раз так, то извольте демонстрировать ваше высшее образование и умение думать, а не просто слепо рабствовать любому печатному тексту.
Я могу порекомендовать своим студентам книгу католика или протестанта, но предупрежу: это протестант, поэтому делайте поправку на ветер - в таких-то и таких-то вопросах, имейте в виду, у него могут быть особые мнения, ненаучные, небиблейские, определяемые его конфессиональной принадлежностью. Вот так же и к книгам А.Меня: не обещайте соглашаться со всем, что он написал.
Между прочим, точно то же я говорю о своих книгах. Если (давайте договоримся) я вам сказал одно, а потом вы по этому вопросу посоветовались с вашим батюшкой, и он вам сказал другое, слушайтесь вашего батюшку, а не заезжего героя. Я не ваш духовник. Ваш духовник - это ваш лечащий врач, и он лучше знает, что вам прописать.
- Может ли православный делать зарядку, бегать или заниматься аэробикой?
- Все эти зарядки и аэробики - это все наша плата за очки, высшее образование и т.д. Если б мы жили в деревне, если б надо было с утра натаскать бочку воды, пропахать грядочку, наколоть дрова - то никакие зарядки не понадобились бы. Но если уж нам так не повезло, что мы живем в доме с лифтом, с водопроводом и т.д., и работа у нас сидячая... Важно: взамен чего? Если ты делаешь физзарядку вместо молитвы - это плохо; а если физзарядка у тебя вместо утренней водки - то это хорошо.
- Что означает, если я иногда вижу лик Христа?..
- Я считаю, что лучше поехать в тот же Славяногорский монастырь... Мое ощущение, что это признак духовной опасности.
- Не впадут ли в атеизм молодые люди, прочитав в Вашей книге «Сатанизм для интеллигенции», что христианство - едва ли не единственная религия на земле, которая утверждает неизбежность своего исторического поражения?
- Да, совершенно верно, такая фраза у меня есть, и я не собираюсь от нее отрекаться. Потому что это слова Христа: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Это и Апокалипсис, где говорится о сатане: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их...»
А вот что касается реакции молодых людей... Для молодого человека естественно искать там, где тяжело. Если сказать парнишке: иди со мною, и у тебя будет все здорово, - будем ли мы уверены, что нам повезет? А вот если сказать: наше дело правое, но нам будет тяжело и нас ждет поражение, - то, мне кажется, на такой призыв откликнется только настоящая душа...
- О победе Христа говорится в Символе веры: «... и Его царствию не будет конца...» Как можно ратовать за православную веру и не верить во всемирное торжество Евангелия?
- Скорее всего, автор этой записки начитался рериховской литературы... Царство Христово наступит тогда, когда «времени больше не будет». А пока есть время - мы потерпим поражение. Но для меня это не повод отказываться от Христа - мало ли поражений здесь, на земле? Есть вечность, а в вечности Господь - само торжество.
- В своей книге «Сатанизм для интеллигенции» Вы сказали: «Все слова Христа вторичны»...
- Почерк один и тот же... Я должен сказать, что автор этих записок - подлый человек. В каждой своей записке он приводит цитату из моей книги и спрашивает: почему Вы так сказали? Но в каждом случае - я-то помню свою книгу! - в книге объясняется, почему я так говорю. Автор же этих записок делает вид, что не читал этих объяснений.
Да, все слова Христа вторичны - по отношению к Нему Самому. Православные, объясните автору записки, что для вас дороже: какая-нибудь притча Христа или Сам Христос? Скажем, я - первичен по отношению к своим книгам; мои книги - вторичны по отношению ко мне. Вот я и говорю: все слова Христа вторичны.
- Чем отличается принцип православной икономии от принципа «цель оправдывает средства»?
- Ничем. Потому что, понимаете, один
и тот же инструмент, например, нож,
в руках хирурга - это средство лечения, а руках палача или изувера - средство
пытки. Все зависит от цели и того, кто это делает. Вот скажите: хорошо
ли человека рогатиной куда-то загонять? Плохо, правда? А знаете, кто так
делал? Иисус Христос. Помните Его слова: «Трудно тебе идти против рожна»?
То есть против рогатины. Помните, когда они были сказаны? Когда Господь
является человеку очевидным. Все время Своей земной жизни Христос прятал
Свое божество, творил чудеса только для верующих, а здесь - единственный
раз Христос в божественном виде явился неверующему человеку. И вот именно
тот, кто был чудом загнан в христианскую веру, именно этот бывший Савл
во всех своих посланиях пишет о свободе, которую даровал нам Христос...
Помните, кто предлагает Христу накормить толпу людей хлебом, превратив «камни сии» в хлеб? Сатана. Христос это делает? Да! Но не по наущению сатаны. Накормил он пять тысяч? Накормил. Вот видите: одно и то же чудо, будет оно ко злу или к добру, зависит от источника.
Исцеление - у мощей Иова Почаевского или на сеансе у Чумака. С точки зрения физиологии - эффективность одинаковая. Был хронически болен - теперь здоров. Но - каков дух? От какого источника это чудо вышло? Это очень важно.
Принцип православной икономии - это очень серьезное средство пастырской педагогики. Духовно чутка должна быть душа того, кто подбирает средства для достижения цели нашего спасения.
- Ваше отношение к Владимиру Соловьеву?
- В целом - очень симпатичное и хорошее. Это один из очень редких философов в России. Не журналистов, типа Бердяева, а людей, которые действительно показывают, как они думают, именно логически проводят некую мысль от А до Я. Это прекрасная школа техники философской и научной мысли.
А вот что касается его трудов, посвященных воссоединению Православия и Католичества, то здесь, я считаю, Соловьев слишком энтузиастически относится к своей идее... Нет, эти труды тоже очень логичны, но вот в чем дело: нет ничего более логичного на свете, чем бред шизофреника. Если я себя считаю Наполеоном, то дальше все будет очень логически: горшок под моей кроватью - это мой Росинант, сосед по палате - это маршал Мюрат, главврач - это Кутузов и т.д. Из одного тезиса я вывожу все остальное. Но при этом я не учитываю сложности всех обстоятельств. Вот и Владимир Соловьев, когда доказывает необходимость единства Православия и Католичества, очень сужает кругозор - очень многого не учитывает. И поэтому получается, что все очень логично, но - «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
- Ваше отношение к антропософии Рудольфа Штайнера?
- Отрицательное отношение...
- Как Православная Церковь смотрит на астрологию и гороскопы?
- Отрицательно смотрит. Кстати, это один из пунктов критического отношения Православной Церкви к Александру Меню. У отца Александра в поздних его лекциях - не книгах, а лекциях - звучало апологетическое отношение к астрологии. А это идет вразрез со всей христианской традицией.
- Что послужило Вам сделать выбор - стать православным христианином?
- Мотивов очень много. Один из них - мне изрядно надоела просто философия.
Поскольку я потомственный философ, поэтому с детства все эти размышления
о духовном со стаканом коньяка в руке - мне обрыдли. Я еще был атеистом,
студентом университета, когда сказал себе: «Так, Андрюша, давай договоримся.
Если ты однажды придешь к выводу, что Бог есть, я тебя очень прошу: не
выдумывай ничего своего. Понимаешь, если Бог есть, то это означает, что
ты не первый умница, который до этого додумался... История началась не
с тебя, и поэтому ты сначала изучи, что в этой истории было, вживись в
нее».
Мое вхождение в Церковь стало двойным обретением: я не только небо над головой нашел, но и землю под ногами - я начал ощущать историю. Историю своей страны, народа, языка, Церкви... До этого я был воспитан в советском духе: история начинается только сейчас, и даже не сейчас, а с XXI века: любой подросток 60-70-х годов мечтал дожить до 2000-го года - там такое начнется!.. Если не коммунизм, то космическая одиссея - точно. И вот нужно было через этот рубеж перейти, чтобы внимательным и понимающим взглядом посмотреть в прошлое. И Православие дало мне эту возможность.
- Если младенец был крещен в православной вере, а в юношеском возрасте его перекрестили в протестанты, - какое крещение будет действительным?
- Православное крещение не смывается. Если этот человек разберется в себе и когда-нибудь придет в Православие, перекрещивать его не будут.
- Если бы среди нас сейчас появился Иисус, смогли бы Вы Его узнать и признать - не потому, что я знаю, что это Он, а именно потому, что это - Он?
- Первое: не признаю и не поклонюсь. Потому что именно о такого рода авантюристах Христос сказал: «многие придут под именем Моим, говоря, что это Я» и предупреждал: «не ходите вслед их». Второе Пришествие Христа будет очевидным для всего человечества: «как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой». И, кроме того, до этого еще антихрист будет. Поэтому если вы хотите выяснить, последние события или нет, я даю очень простой совет: смотрите НТВ.
Дело в том, что, с точки зрения иудаизма, приход Мессии в мир не может быть сокровенным. Это должен быть всемирный правитель - правитель Израиля, который даст израильскому народу власть над всем миром. Иисус этого не сделал. Поэтому иудеи в большинстве своем Его не приняли. Соответственно, тот, кого евреи примут за своего Христа, должен будет отвечать их ожиданиям. Это должен будет быть преуспевающий политик, великолепно сделавший свою карьеру: это должен быть правитель земного шара, при этом он должен быть еврейского происхождения и коронован израильтянами - в храме Соломона на Храмовой горе, где сейчас находится мечеть Омара, из-за которой сейчас происходят все эти военные конфликты на Ближнем Востоке. Итак, сначала будет взорвана мечеть Омара, потом на ее месте будет построен храм Соломона, потом там будет коронован царь Израиля, и, естественно, этот царь будет показан по всем телеканалам...
В 20-е годы была замечательная история. Русские эмигранты арендовали одну
из квартир многоэтажного дома под храм - отдельное здание не было возможности
купить. Вначале все было спокойно - тихое чтение псалтири, канона, акафиста...
А затем пришла Пасха. А это ночная служба, все кричат: «Христос воскресе!»
Соседям, конечно же, не дали спать всю ночь. И возмущенные соседи наутро
начинают собирать подписи с требованием закрыть этот храм. Они собирают
подписи у всех жильцов и вспоминают: еще в этом подъезде живет раввин,
и это ж важно: раввин - сам духовное лицо, авторитетное в мэрии, поэтому
ж надо, чтоб и он подписался. И вот эти организаторы протестной акции приходят
к раввину, просят его подписать, а он говорит: «Не подпишусь». Его спрашивают:
«Как? А вам разве не мешали этой ночью?» Он говорит: «Мешали». «Разве вы
не слышали, как там кричали, орали?» «Слышал». «Ну и что, вы не будете
протестовать против этого?» Мудрый раввин ответил: «Если бы я был уверен,
что я нашел Мессию, я бы кричал еще громче». Вот это характерная черта
иудаизма: если они будут уверены, что обрели Мессию, они будут кричать
об этом на весь мир. И конечно, покажут это по телевидению. Поэтому я и
говорю: смотрите НТВ - там вам п
окажут всю процедуру в режиме on-line.
Поэтому я не намерен искать Христа среди слушателей в этом зале. Тем более, что у меня есть опыт беседы с Христом. Я целых три часа с ним беседовал - это товарищ Виссарион из Сибири. Это была интересная беседа, я ее описал в книге «Дары и анафемы», в главе «Устарелый и Новый завет». Это же любимый аргумент всех сект: как попы Ветхого Завета не узнали Христа и распяли, так и вы теперь отрицаете... дальше по желанию добавляется, кого: Рериха, Виссариона, Муна, Хаббарда и т.д., и т.п. Как говорится, по вкусу добавить, ненужное зачеркнуть...
- Считаете ли Вы возможным в ближайшее время объединение православных церквей Украины в единую Православную Поместную Церковь? Если да, то кого Вы видите во главе такого объединения?
- Сердца человеческие - в руке Божией, поэтому я не могу за Бога решать, есть такая возможность или нет.
Кроме того, само словосочетание «объединение православных церквей в Украине» мне, честно говоря, режет слух. Потому что и самоощущение канонической украинской Православной Церкви, и мое ощущение - церковь здесь только та, которая возглавляется митрополитом Владимиром.
Мне очень тяжело слова эти говорить - тяжелее, чем кому бы то ни было из сидящих в этом зале. И вот почему: потому что я неоднократно и искренне лобызал длань митрополита Владимира. Я помню дни, когда в Сергиеву Лавру на заседания Синода приезжал киевский митрополит, первенствующий член Синода, первый человек в Церкви после Патриарха Московского, бывший ректор нашей Московской духовной академии, - и я считал за честь, если была возможность, взять благословение у этого первенствующего архипастыря. И у меня до сих пор живет такое благоговение в отношении к нему, что мне очень трудно через это преступить и понять, что он уже не митрополит...
Я думаю, вы уже поняли, что я человек бездуховный... то есть всяким снам,
видениям, голосам, ощущениям не придаю особого значения. Я сухарь книжный,
и тем более для меня было очень неожиданным одно ощущение... Единственный
раз в моей жизни было у меня ощущение, что рядом со мной стоит сатана.
Который хочет в меня войти... Это было года полтора назад, в Киеве, в Михайловском
соборе. Дивный ведь храм, удивительная архитектура - потрясающей красоты.
Мне нравится он даже больше, чем храм Христа Спасителя в Москве. Пусть
новодел, но тем не менее... И, знаете, - мне там плохо стало. Чудовищные
карикатуры на стенах, совершенно демонические глаза у персонажей, которые
там, на этих фресках, почему-то выдаются за святых... Я несколько минут
постоял в этом новоделанном храме человеческом, и у меня возникло ощущение
ужаса. Задыхаясь, я выбежал на улицу, в город, чтобы там отдышаться...
Конечно, это не более чем ощущение. У одних - такие ощущения, у других - другие. Поэтому я попробую сказать объективистски - со стороны.
Филарет - удивительно талантливый человек. Администратор великолепный. Политик прекрасный. Богослов не последнего уровня. Проповедник. Публицист. Умница. За этим человеком стоит мощная государственная власть. В России, скажем, нет Совета по делам религии, на Украине - есть. И в течение, по крайней мере, большей части 90-х годов, пожалуй, даже до сих пор, этот государственный аппарат работает скорее в поддержку Филарета. Киевская пресса, без всякого сомнения, работает на него. Симпатии немалой части населения Украины, особенно Западной Украины, тоже на его стороне. Церковная казна - у него. Связи - во всех политических кругах, элитах. Огромный политический опыт. Словом - все козыри у него в руках. И вот, тем не менее, после 10 лет его свободного плавания - или полета - или падения - удивительный факт, который никак не объяснить происками Москвы: у Филарета нет монахов. У него на бумажке - полтора десятка монастырей по всей Украине. Но даже на бумажке в каждом из этих монастырей - по полтора монаха. Которые сидят и ожидают, что на них панагию повесят. И это очень серьезно... Это означает, что филаретовская версия Православия не может зажигать в людях желания жертвенного служения Христу. Чтобы стать монахом (а это поступок!), для этого надо сделать очень широкий шаг - в пропасть. Пожертвовать собой. И вот очевидно, что то видение Православия, которое проповедуется в филаретовских семинариях, храмах филаретовских, на страницах его газет и из его уст, - не порождает такого шага. И это означает духовную мертворожденность этой религиозной концепции.
Знаете, была такая изощренная казнь в Персии (и еще в Китае, может быть): осужденного на смерть привязывали к трупу и бросали в яму. И труп, привязанный к живому здоровому человеку, своим ядом разлагал тело живого человека, и тот умирал тоже. Так вот, если мы объединимся с Филаретом, произойдет то же.
- В чем смысл миссионерства вообще и Вашего в частности?
- Первый смысл миссионерства - это нарушить покой человека. Бросить камень
в трясину, чтобы ряска хоть чуть-чуть разошлась. Обеспокоить, чтобы душа
зашевелилась. Знак вопроса чтоб нарисовался хотя бы.
Второе - разрушить карикатурные представления о Православии. Эти карикатуры, эти мифы о Православии, могут быть и церковного происхождения...
Пару лет назад архиепископ Ионафан рассказывал мне одну историю. Сидим мы вечером, беседуем, чай пьем, и он говорит: «Боже мой, чем только не приходится заниматься епископу...» Достает папочку - смотри. На днях получил донос: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть. Они пишут, что их батюшка - знаете, в чем согрешил? - душу в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил старый священник, западенец, и при нем там сформировалась такая традиция: когда покойника отпели, его выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие из территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: «Эх, понеслась душа в рай!» (Смех.) После этого ворота распахиваются и гроб выносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался - отказался это делать. Прихожане и обиделись.
А есть мифы о Православии производства масонско-атеистической пропаганды. Скажем, миф о том (рериховский, в частности, миф), что якобы когда-то был собор, на котором всерьез обсуждался вопрос, есть ли у женщины душа или нет, и большинством только в один голос святые отцы приняли решение, что женщина - тоже человек. Это такой устойчивый миф. У Блаватской он есть. В атеистической литературе советского толка есть. В современной рериховской литературе есть. Но нигде, сколько я ни читал, ни в церковной, ни в исторической, ни в научной литературе, - нет ничего такого. Более того: я утверждаю, что и не могло быть. По одной простой причине: и православные, и католики слишком почитают Божью Матерь, Деву Марию, поэтому сама постановка вопроса о том, женщина - человек или нет, оборачивалась мгновенно хулой на Ту, кого сама Церковь возвеличивает как «честнейшую херувиму»...
Есть мифы о Православии сектантского происхождения... И вот миссионер может это разобрать.
А дальше вот что происходит. Стоит человек на дорожке. Вдалеке - храм.
Но в храм он не идет. Я к нему подхожу, говорю: «Слушай, ты почему не идешь?»
Он говорит: «Как я пойду? Все равно не дойду». Я говорю: «Почему не дойдешь?
Вот дорога, пошли». «Да нет, ты что, здесь же буря пронеслась, здесь такие
бревна, завалы, засеки...» Я говорю: «Нет никаких засек». А он: «Да нет
же, вот, смотри, видишь - бревно леж
ит, огромное - не переступишь. Написано
на нем: «Дарвинизм». Дарвин доказал, что мы от обезьяны произошли...» Я
говорю: «Пойдем, милый мой, что ты испугался? Подойдем к этому бревну поближе».
Подходим. Я его только коснулся - бревно развалилось. «Идем дальше?» «нет,
не пойду». «Почему не пойдешь?» «А вот там еще бревно... Там Глеб Якунин
написал, что вы все гэбисты». «Давай подойдем ближе, посмотрим... Видишь,
бревнышко стало короче». Спокойно обошли его, пошли дальше. «Нет, не пойду
дальше!» «Почему?» «А вот «Московский комсомолец» пишет, что вы все гомосексуалисты».
«Слушай, ну что про всех говорить? Я к тебе в трусы залезал? Нет? Значит,
идем дальше»... Вот так, бревнышко за бревнышком, разбирать и идти вперед
- в этом задача миссионера.
Задача миссионера - оставить человека один на один с его совестью. Без подсказок из-за левого плеча. Сказать ему: «Пойми: не твой разум, не твои дипломы мешают тебе пойти в Церковь, а что-то совсем другое».
Как писал Иосиф Бродский:
Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье - слепота, а чаще - свинство.
Так вот, задача миссионера - показать: «Подумай сам: может быть, ты в Церковь не идешь просто потому, что боишься жить по совести? Может быть, ты не хочешь жить в чистоте? Может быть, ты заповедей наших боишься? Не догм - а заповедей?..
Был у меня один знакомый паренек, студент философского факультета МГУ, он честно сказал (а я тогда семинаристом был): «Знаешь, я все понял, но я не крещусь». «Почему не крестишься?» Он вздохнул и сказал: «Мне слишком женщины нравятся». А он был парень невероятно красивый, все однокурсницы от него без ума были. Так что вы думаете? Окончил университет, поступил в аспирантуру, женился - и крестился. Но это был честный человек. Который честно сказал себе, где у него свербит. Не знания ему мешали, а нечто совсем другое.
И вот помочь человеку познать правду о себе - тоже задача миссионера.
А вот дальше - я уже бессилен. Дальше - это уже тайна совести человека и тайна Божьего Промысла. Мое дело - бросить семя, дать человеку некоторое представление о Православии. А когда его душа откликнется - может, не сейчас, может, через 20 лет, может, когда он полезет в петлю, - то, может быть, вспомнит: подожди, ведь была же возможность жить иначе, открывалась дверка, туда, в мир Церкви, а я не вошел. А может быть, все-таки попробовать? Отложить эту петлю до завтра, а сейчас - в храм идти?
Дело миссионера - бросить семя. А когда оно взойдет - дело Владыки Нашего.
|