2014-06-30 / Посещение: 4050 / Коментарии: 1
Постоянный адрес заметки
Распечатать страницу
КРАСНАЯ ЧЕРТА РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ
Почему жители российской столицы неохотно идут на митинги в защиту восставшего Донбасса
В Москве прошло два митинга в поддержку народа Юго-Востока Украины. Первый состоялся 11 июня на Суворовской площади и собрал более пяти тысяч человек. Услышать то, что говорили на митинге, было нелегко, – для этого надо было пробраться на площадку между Суворовым и сценой, где плотно стояли люди. Да, в общем, слушать, что скажут на митинге, не так и важно: здесь обычно говорят вещи известные… Приятно было встретить здесь знакомых, добрых друзей, которых давно не видел, познакомиться с людьми, которые разделяют твои чувства. Я видел там поэтов, писателей, врачей, молодых людей, с которыми удалось переброситься словом. Видел я тут и беженцев из Краматорска, молодую маму с дочкой, которые держали в руках лозунги «Спасите людей Донбасса».
Конечно, на митинг пришла малая часть тех людей, которым не нравится братоубийственная война на Украине. Но всё же большая часть столичных жителей сохраняет странную бесчувственность к страданиям жителей Донбасса. Мне кажется, эта бесчувственность заслуживает особого разговора. Причины её – и недоверие к СМИ, и аполитичность, нежелание вникнуть в чужие проблемы, и увеличение дистанции от человека к человеку.
Люди, далёкие от происходящего, размышляют так: «Подумаешь, Донбасс! Глухая провинция чужой страны, тоже глубоко провинциальной. Переделят там собственность, постреляют – и успокоятся…» Те, чьи мозги «заточены» под бизнес, не видят в Донбассе интересных для себя схем наживы; кто думает о мировых идеях и живёт чужими заказами, не видят там ни идей, ни заказов… Какие идеи может дать миру нынешний Донбасс? На этом вопросе я остановлюсь ниже, а пока приходится констатировать, что подобная бесчувственность может быть симптомом заурядной столичной спеси: жизнь и смерть простых людей, провинциалов, не тревожит сложных людей «высшего сорта», передовую российскую интеллигенцию. «Не дай Бог из-за каких-то «хохлов» начнётся Третья мировая!», «Зачем нам нужны эти беженцы, зачем нам кормить отсталый регион?» – все эти мысли мы слышали и знаем эту блажь столичного мещанства, которую поддерживают порой и люди творческих профессий – учёные, художники, преподаватели.
Слово «народ» для многих обитателей нашей страны уже неконвенционально, для них народ распался на жителей коттеджных посёлков и плебс. Другими словами, народ для них превратился в население. Обывателям не нужны чужие проблемы: да хоть тысячи человек сожги, сотню больниц разбомби – и что? Это их не касается. Вот тут, мне кажется, проходит та черта расчеловечивания, которая идёт по сердцам людей, и касается она всех. Я не хочу пугать обывателей тем, что война при такой позиции только быстрее придёт к ним в дом: если зло не остановить на дальних рубежах, оно ворвётся в наши города. Скорее всего, обыватели такого рода и не будут меня читать. Я обращаюсь к единомышленникам: друзья, если вы не разбудите ближних своих, нам всем скоро будет очень плохо. Бесчувственность, которую промоделировал Достоевский в словах «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?», доберётся до каждого из нас, – и в наших семьях дети не подадут нам стакана воды, а наши старики завещают свои квартиры «добрым» фирмам.
Дистанция между людьми – необходимая вещь, но в моменты, когда опасность грозит всем, необходимо сплачиваться. Зло не будет разбирать, в коттедже вы живёте или в хрущовке. «Россия должна понести наказание» – эта нехитрая мысль киевских властей может быть доведена до ума военными НАТО уже довольно скоро, если мы не осознаем уровень опасности. Поддерживать политику властей стоит именно тогда, когда «враг при дверях». В Киеве дикие орды громят российское посольство, премьер-министр Украины открыто называет жителей Донбасса «недочеловеками». Здесь важно понять, заодно мы с ними, этими новоявленными европейскими «революционерами» (а по сути, нацистами) – или всё же думаем иначе?
Нацист легко поймёт нациста, расист – расиста, а если они к тому же окажутся жителями столичными, то начитаются ещё модных теорий и будут свысока плевать на «непосвящённых». Появилась уже и новая форма расизма – расизм космополитов. Для таких людей нет Отечества, нет народа – а есть лишь близкие по духу «элитане» – элита, возглавляющая Прогресс, свои люди, о которых я уже писал. Высшие чины нашей страны уже пытались примерить на себя формы элитан. Однако примеры Милошевича, Хусейна и Каддафи показывают, что доступ к этому сообществу весьма ограничен.
Для того чтобы поднять свой голос против войны, не обязательно разделять позицию властей России. Заметим, что на митинге 14 июня, который проходил сумбурно и был организован весьма демократично, так что выступить мог каждый, ораторы через одного то кляли наши власти, то восхваляли их. Однако эта разноголосица не имела в данном контексте значения: мудрее всех выступила простая бабушка, которая сказала, что у неё сердце кровью обливается и она требует прекратить войну. Как это сделать – уже другой вопрос (кто виноват и так далее), – важно понять, что трагична гибель каждого человека с той и другой стороны и стороны конфликта должны приложить все усилия, чтобы война прекратилась; для этого должны объединить усилия правительства России и Украины.
Такая позиция кажется идеалистической, но по сути она - единственно верная: ведь если речь идёт о пограничной территории, где живут люди, тяготеющие к России, в интересах Украины было бы предоставлять им преференции, которые повернули бы их в сторону Украины, а не пытаться уничтожить или выгнать в Россию всех несогласных. Если жизнь каждого человека является абсолютной и высшей ценностью, то за что воюют государства? Конечно, в реальности в любом государстве верхушке наплевать на низы, но в Украине это уже не наплевательство, а смертоубийство. Киевские власти по простоте своей выдали общий секрет всех властей – презрение к народу. Это повелось давно, с бешенства новых элит, которые пришли к власти в Европе в результате революций (о чём я тоже писал ранее в статье «Постимперское мышление и постмодерн»), а киевская элита и вовсе карикатурна (один мат и переход на личности в устах главы МИДа Украины чего стоит!). Не имея в сознании своём идей, которые могли бы объединить людей, эта элита пытается добиться единства при помощи запугивании и террора.
На митинге 14 июня присутствовали как левые, так и правые, всяк хотел продвинуть и пропагандировать свои идеи. Про то, что Донбасс мог бы стать территорией, на которой восторжествуют идеалы справедливости, мы уже слыхали. Может быть, имеет смысл применить к нему опыт Боснии, где после прекращения братоубийственной войны был выделен дистрикт Брчко, который имеет особый статус? Дипломатам можно поработать над этим вопросом – и возможно, тогда Донбасс принесёт новые идеи и станет интересным для столичных «интелей».
Андрей Пустогаров недавно писал о том, как мыслители украинской направленности, отталкиваясь от Российской империи, по сути хотят продвинуть имперские идеи, а Юрий Шарапкин – о разрывах логики в сознании киевских властей – отчасти то же самое можно применить и к московским. Связь между русскими и украинцами очень сильна – и родственная, и ментальная, и всякая… По сути, мы имеем дело с двумя самыми большими славянскими народами. Рассорить их – и обе страны потеряют свои силы и могут придти в упадок, а то и вовсе перестать существовать.
Я родился на Донбассе, и мне близко горе его жителей. К этой трагедии не может оставаться безразличным ни один человек, у которого есть сердце. Как было приятно встретить на митинге в защиту людей Донбасса детского писателя Сергея Седова, поэтов Светлану Максимову и Ирину Суглобову – но почему только они из десятков моих друзей, горстка в несколько человек из сотен и тысяч знакомых по одному только Фэйсбуку, пришли на митинг? Каждый погибший на этой гражданской войне человек – наша общая утрата, и если бы простые и сложные люди, русские и украинцы осознали всю глубину ада, в который они погружаются, и потребовали от своих правительств остановить братоубийственную войну, – из этого мог бы выйти толк. Но для подобных действий на площадь должны выходить не тысячи, а миллионы, и не столько в Москве, сколько в Киеве, – о чём мы пока не слыхали…
Опубликовано: Свободная пресса (20.06.2014).
|